Copyright 2017 - Идринское

Начало заселения Сибири принято считать от времени похода за Урал Тимофея Ермака со своей дружиной. В истории этот период назван покорением или началом покорения Сибири Ермаком. Существует легенда о цветке лилии-саранке, которая выросла из сердца Ермака после его гибели в 1585 году. С тех пор этот цветок придает мужество и стойкость воинам, поднимает дух.

Освоение Присаянья - левобережья Енисея -  началось с освоения Тобольского в 1604 году,  затем в 1707  Абаканского острога году в 70 км ниже слияния реки Абакан с Енисеем, т. е. на месте старого,  покоящегося на дне водохранилища, Краснотуранске. Основными коренными жителями в междуречье Тубы и Енисея были в ту пору койбалы, а к югу  от Тубы -  моторы. На территории современного села Куреж, до начала освоения этих мест переселенцами из Б. Телека, здесь были выпаса и пастбища Салбино-койбальского рода, обосновавшегося по речке Салба (Салбинка).  А Большой Телек впервые упоминается в летописи или народной переписи в 1834 году. Что можно было видеть в то время на месте нашего села? В окруженной со всех сторон горами и сопками низине были богатые и сочные выпаса и пастбища для скота, множество родников, дающих начало речке Б. Жирим (раннее название)  что и в переводе «питье для скота», т.е. «болотное питье». Жаль, что мы не владеем азами науки  топонимикий, изучающей географические названия с их историей, языковыми значениями. Мы бы нашли   более точное толкование этого слова. Б. Жирим образовался после слияния ручья, берущего начало под горой Вербовой с ручьем из Третьего лога, от горы Плешевой и Гусиной. Другой рукав подходил с нынешнего заросшего источника за зерноскладом и вливавшегося в первый в районе старого  кормоцеха. Дальше Жирим протекает по территории Краснотуранского и Минусинского районов и сливается с водами Тубы (ранее Упса). В современном названии Б. Жирим по мере продвижения на юг становится и Джеримом и Чиримом. На всем протяжении его  подпитывают и наводняют десятки родников и ручейков. Именно на таких ручейках ставились временные станы, делались проходы к водопоям и другие благоустроительные работы. Горы, окружающие нынешнюю территорию, с приходом первых заимщиков-переселенцев, получают имена: Белая, Сосновая, Вербовая, Плешевая, Кедровая, Подбайтачка, Байтак. Все они в совокупности и составляют Байтакский хребет с одноименным названием. Остальные горы - Березовая, Солдатка, Гусиная, сопка Круглая находятся южнее и замыкают кольцо окружения территории села. Стоит сказать несколько слов о горе Белой, расположенной на границах Курежа, Телека и Салбы. Много лет назад в разговоре родственников знакомых из Салбы упоминалась гора Белая. Так вот этот родственник, по фамилии Бичуган «погоняющий в седле», т. е. на наш язык  пастух, чабан, конюх - человек, ухаживающий за скотом, был потомок койбалов, живших родовым имением по речке Салбинка. Называл он гору Белую - Белай. Будто бы она названа в честь далекого их предка - главы рода поселившегося здесь. Можно верить и не верить в достоверность этих утверждений, но выбирать не приходится.

Краеведы (некоторые) утверждают, что название Байтак хакасского происхождения и состоит из слов: «бай» - богатый и «так» - камень или гора. Богатая гора. Они также утверждали, что и название Куреж чисто украинское и означает: «Кур» - работник и «еж» - земли. Работник земли. Но, оказывается, еще  задолго до образования Курежа было два урочища с таким названием и совсем не отвечающим определению в названии - работник земли. Это Сухой и Малый Куреж, речка.

Но давайте разберемся с названием Байтак. Итак - богатая гора. Что в далекие времена жители племени  подразумевали под богатством? Полезные ископаемые? Нет. О месторождении фосфоритов, открытом минусинскими геологами, могут говорить только специалисты, и открыто оно было в 1968 году. А предположения геолога А. Вологдина, что слагающие этот хребет породы могут иметь ценность как нефелино-содержащими носителями алюминия и калия, было высказано только в 1924-1928 г.г. Так что же это тогда за «бай» - богатая гора. При тщательном осмыслении этого вырисовывается еще одна версия названия и расшифровка его. А что если «бай» связано со сном? Ведь колыбельные на всех языках могут звучать одинаково. Тогда Байтак будет - сонная гора или,  как уже встречалось в других источниках - дом солнца, ночевка солнца. Основание так считать есть: если смотришь с любой точки Курежа, солнце в самые продолжительные дни июня «садится» именно на перевале, где расположены камни-маяки, названные «чудскими маяками», и восемь месяцев в году оно заходит именно за Байтакский хребет. На наш взгляд эта версия наиболее правдоподобна.

Развернувшись на юго-запад от Восточных Саян, Байтак отделился и лег зверем-хребтом, пытаясь достать одной своей лапой вод Енисея. Его чуть изогнутое тело украшают горы с плавными иногда нагромождениями камней, вершинами, с крутыми впадинами между ними. Только гора Кедровая поражает остротой своих очертаний. Здесь самая высокая точка хребта, с которой в ясную погоду можно увидеть четырнадцать населенных пунктов в округе. Сколько же людей побывало на этой  манящей вершине! Гостеприимная гора. Помню в детстве и до окончания школы покорение вершины было чем-то магическим, даже героическим и в какой-то мере исполнением ритуала. Существовал традиционный маршрут  с незарастающими тропинками, кратчайший, с тремя привалами в пути - и вот она,  отвесная скала - украшение и главная достопримечательность Кедровой. Немножко кружится голова от высоты и запахов и чуть-чуть тревоги. Еще минута-другая, и ты будешь парить вон с той, гордым хищником - орлом,  который расправил крылья и наслаждается в воздушном теплом  потоке свободой и независимостью. Заросли пути-тропинки, протоптанные когда-то. Не манит Кедровая нынешнее поколение своей вершиной. Время стерло со скал отпечатки наших рублевых сапог и ботинок, да и  нет той былой красоты. Геноцид человека к природе достиг вершины. Пожары ежегодно вылизывают и уничтожают все, что растет и дышит. Нет сейчас на Кедровой и на Байтаке, да и не только, ни живого леса, ни зверя, ни птицы, ни грибов и ягод. Страшно в мертвом лесу, мороз по коже! При таком отношении  лет через пять-десять здесь будут голые вершины и сопки с пылью и зноем хакасских степей. А  пока... Острые скалы Байтакского хребта, горы Кедровой, отточены сотнями тысяч лет бегущими и цепляющимися за них облаками. Ударяясь о скалы и вершины и оставляя на них часть своего груза, они кубарем скатывались от вершины вниз, до самого основания. По пути еще и еще избавляясь летом от дождя, зимой от снега обрушиваются на село. Редко когда по ту или эту сторону Байтака не гуляет ветер. Если уж ненастье перевалило к селу, разгул стихии будет долгим, особенно осенью. Говорят, что Кедровая притягивает. Вот этим-то и непредсказуем Байтак. Курежане не могут жить без него. Они или едут через него или идут пешком, а бывает и «отдыхают» возле него. А  бывает и сидят дома, в любом случае - живут в «согласии». Давайте и мы остановимся на перевале и посетим то место, где  кочует солнце, где  стояли два каменных обелиска. Еще  есть предложение, что эти камни являются пограничными знаками между двумя народами, двумя государственными образованиями в далекие времена. Уж они-то  помнили, сколько троп и дорог было на перевале, сколько горя и радости люди пронесли мимо них в обе стороны. Четыре дороги, заросшие временем мы можем видеть и сегодня. Редко какой путник не остановился возле них, чтобы дать отдохнуть коню, а самому  выкурить трубку или подымить самокруткой.
Байтак. На скалах Байтакского хребта

1963 год. На переднем плане в шапке - автор

Отдохните и вы, а  я расскажу вам историю, которую поведала мне женщина давным-давно. О событии этом в ту пору говорить было не принято. Под страшной клятвой она шепотом и поглядывая по сторонам рассказала мне случай из ее жизни, навеки связавший ее с этими камнями. Когда по России гуляла смута, когда сын шел против отца, а брат на брата, появились в селе колчаковцы. По ее утверждению - они шли походом на Сорокино, чтобы оттуда попасть на Красноярск. Для продвижения отряда им нужны были повозки с лошадьми.

По пути следования они в каждой деревне когда силой, а кое-кто и добровольно отдавал, забирали гужевой транспорт. Вот ее как уже умеющую управлять лошадьми, четырнадцатилетнюю девчонку, они отправили в обоз, строго-настрого приказав пуще глаза беречь лошадей и без них домой не возвращаться. Ее грузом была молоденькая женщина с ранением в живот. Она обречена была сразу - это было видно сразу. Ее супруг, какой-то видимо командир, находился возле нее постоянно, все время вытирал ей лицо  мокрым полотенцем и слезы, всю дорогу ее успокаивал. Девочке было жаль молодую и красивую женщину, и видя, как она мучится, даже всплакнула украдкой. После подъема на перевал возле двух камней было велено остановиться. Раненую из повозки молодой боец перенес и положил возле ближайшего камня. Больше по пути следования отряда она ее не видела. Возможно она была похоронена в этом месте.

Еще рассказывают старожилы, что в начале 20-х годов возле этих маяков был убит грозовым разрядом мужчина, житель села. Присел отдохнуть или переждать грозу. Так и похоронили с черемухой, которую ел.

Есть на камне и какая-то надпись или знак, но это уже для специалистов.

Эти люди родились и выросли в Куреже.

Эти люди родились и выросли в Куреже. По профессии они все механизаторы. И женщины тоже.
Работали на тракторах всех марок: «Фардзонах», «Сталинцах», «Коммунарах». Все пятеро мужчин - фронтовики.

Слева на право: Н. А. Камынская,  М. А. Корчма, С. К. Денисенко, А. А. Ярошенко;

Второй ряд: первый агроном  колхоза А. А. Сук, Н. Д. Денисенко, С. Г. Камынский, У. Л. Ярошенко;  третий ряд: Я. Я. Корчма, П. Х. Ярошенко. Ну а дети - нынче водитель скорой помощи В. П. Ярошенко и его сестра Ольга.
Василий Еременко, с. Куреж

Куреж с высоты птичьего полёта.

Комментарии   

0 #4 Guest 09.08.2011 05:32
Здравствуйте, может кто-нибудь сможет мне помочь.
Мой дед - Власенко Андрей Иванович, родился в селе Куреж в 1913 году. В 30-е годы из-за голода перебрался на Кубань.
Знает ли кто людей в селе с такой фамилией?
Возможно мы родственники...
Цитировать
0 #3 Guest 29.03.2011 03:49
Огромное спасибо тебе одноклассник!!!
Цитировать
0 #2 Guest 21.12.2010 02:58
Спасибо большое, давно хотел узнать историю своего родного села!
Цитировать
0 #1 Guest 21.12.2010 02:54
Здравствуйте,не давно бабушка (Луцик Надежда Лукична) дала мне почитать ваше стихотворение о Куреже, очень красивое, спасибо Вам за такое прекрасное произведение.Я тоже родилась в Куреже, возможно вы меня знаете. давно хотела узнать историю своего родного села, еле нашла, спасибо огромное!
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Справочник телефонов. Идринское

Такси телефон. Идринское вызвать

Идринское, расписание автобусов

Объявления на форуме Идраонлайн Ну и погода в Идринском - Поминутный прогноз погоды