Copyright 2020 - Идринское

Начало заселения Сибири принято считать от времени похода за Урал Тимофея Ермака со своей дружиной. В истории этот период назван покорением или началом покорения Сибири Ермаком. Существует легенда о цветке лилии-саранке, которая выросла из сердца Ермака после его гибели в 1585 году. С тех пор этот цветок придает мужество и стойкость воинам, поднимает дух.

Освоение Присаянья - левобережья Енисея -  началось с освоения Тобольского в 1604 году,  затем в 1707  Абаканского острога году в 70 км ниже слияния реки Абакан с Енисеем, т. е. на месте старого,  покоящегося на дне водохранилища, Краснотуранске. Основными коренными жителями в междуречье Тубы и Енисея были в ту пору койбалы, а к югу  от Тубы -  моторы. На территории современного села Куреж, до начала освоения этих мест переселенцами из Б. Телека, здесь были выпаса и пастбища Салбино-койбальского рода, обосновавшегося по речке Салба (Салбинка).  А Большой Телек впервые упоминается в летописи или народной переписи в 1834 году. Что можно было видеть в то время на месте нашего села? В окруженной со всех сторон горами и сопками низине были богатые и сочные выпаса и пастбища для скота, множество родников, дающих начало речке Б. Жирим (раннее название)  что и в переводе «питье для скота», т.е. «болотное питье». Жаль, что мы не владеем азами науки  топонимикий, изучающей географические названия с их историей, языковыми значениями. Мы бы нашли   более точное толкование этого слова. Б. Жирим образовался после слияния ручья, берущего начало под горой Вербовой с ручьем из Третьего лога, от горы Плешевой и Гусиной. Другой рукав подходил с нынешнего заросшего источника за зерноскладом и вливавшегося в первый в районе старого  кормоцеха. Дальше Жирим протекает по территории Краснотуранского и Минусинского районов и сливается с водами Тубы (ранее Упса). В современном названии Б. Жирим по мере продвижения на юг становится и Джеримом и Чиримом. На всем протяжении его  подпитывают и наводняют десятки родников и ручейков. Именно на таких ручейках ставились временные станы, делались проходы к водопоям и другие благоустроительные работы. Горы, окружающие нынешнюю территорию, с приходом первых заимщиков-переселенцев, получают имена: Белая, Сосновая, Вербовая, Плешевая, Кедровая, Подбайтачка, Байтак. Все они в совокупности и составляют Байтакский хребет с одноименным названием. Остальные горы - Березовая, Солдатка, Гусиная, сопка Круглая находятся южнее и замыкают кольцо окружения территории села. Стоит сказать несколько слов о горе Белой, расположенной на границах Курежа, Телека и Салбы. Много лет назад в разговоре родственников знакомых из Салбы упоминалась гора Белая. Так вот этот родственник, по фамилии Бичуган «погоняющий в седле», т. е. на наш язык  пастух, чабан, конюх - человек, ухаживающий за скотом, был потомок койбалов, живших родовым имением по речке Салбинка. Называл он гору Белую - Белай. Будто бы она названа в честь далекого их предка - главы рода поселившегося здесь. Можно верить и не верить в достоверность этих утверждений, но выбирать не приходится.

Краеведы (некоторые) утверждают, что название Байтак хакасского происхождения и состоит из слов: «бай» - богатый и «так» - камень или гора. Богатая гора. Они также утверждали, что и название Куреж чисто украинское и означает: «Кур» - работник и «еж» - земли. Работник земли. Но, оказывается, еще  задолго до образования Курежа было два урочища с таким названием и совсем не отвечающим определению в названии - работник земли. Это Сухой и Малый Куреж, речка.

Но давайте разберемся с названием Байтак. Итак - богатая гора. Что в далекие времена жители племени  подразумевали под богатством? Полезные ископаемые? Нет. О месторождении фосфоритов, открытом минусинскими геологами, могут говорить только специалисты, и открыто оно было в 1968 году. А предположения геолога А. Вологдина, что слагающие этот хребет породы могут иметь ценность как нефелино-содержащими носителями алюминия и калия, было высказано только в 1924-1928 г.г. Так что же это тогда за «бай» - богатая гора. При тщательном осмыслении этого вырисовывается еще одна версия названия и расшифровка его. А что если «бай» связано со сном? Ведь колыбельные на всех языках могут звучать одинаково. Тогда Байтак будет - сонная гора или,  как уже встречалось в других источниках - дом солнца, ночевка солнца. Основание так считать есть: если смотришь с любой точки Курежа, солнце в самые продолжительные дни июня «садится» именно на перевале, где расположены камни-маяки, названные «чудскими маяками», и восемь месяцев в году оно заходит именно за Байтакский хребет. На наш взгляд эта версия наиболее правдоподобна.

Развернувшись на юго-запад от Восточных Саян, Байтак отделился и лег зверем-хребтом, пытаясь достать одной своей лапой вод Енисея. Его чуть изогнутое тело украшают горы с плавными иногда нагромождениями камней, вершинами, с крутыми впадинами между ними. Только гора Кедровая поражает остротой своих очертаний. Здесь самая высокая точка хребта, с которой в ясную погоду можно увидеть четырнадцать населенных пунктов в округе. Сколько же людей побывало на этой  манящей вершине! Гостеприимная гора. Помню в детстве и до окончания школы покорение вершины было чем-то магическим, даже героическим и в какой-то мере исполнением ритуала. Существовал традиционный маршрут  с незарастающими тропинками, кратчайший, с тремя привалами в пути - и вот она,  отвесная скала - украшение и главная достопримечательность Кедровой. Немножко кружится голова от высоты и запахов и чуть-чуть тревоги. Еще минута-другая, и ты будешь парить вон с той, гордым хищником - орлом,  который расправил крылья и наслаждается в воздушном теплом  потоке свободой и независимостью. Заросли пути-тропинки, протоптанные когда-то. Не манит Кедровая нынешнее поколение своей вершиной. Время стерло со скал отпечатки наших рублевых сапог и ботинок, да и  нет той былой красоты. Геноцид человека к природе достиг вершины. Пожары ежегодно вылизывают и уничтожают все, что растет и дышит. Нет сейчас на Кедровой и на Байтаке, да и не только, ни живого леса, ни зверя, ни птицы, ни грибов и ягод. Страшно в мертвом лесу, мороз по коже! При таком отношении  лет через пять-десять здесь будут голые вершины и сопки с пылью и зноем хакасских степей. А  пока... Острые скалы Байтакского хребта, горы Кедровой, отточены сотнями тысяч лет бегущими и цепляющимися за них облаками. Ударяясь о скалы и вершины и оставляя на них часть своего груза, они кубарем скатывались от вершины вниз, до самого основания. По пути еще и еще избавляясь летом от дождя, зимой от снега обрушиваются на село. Редко когда по ту или эту сторону Байтака не гуляет ветер. Если уж ненастье перевалило к селу, разгул стихии будет долгим, особенно осенью. Говорят, что Кедровая притягивает. Вот этим-то и непредсказуем Байтак. Курежане не могут жить без него. Они или едут через него или идут пешком, а бывает и «отдыхают» возле него. А  бывает и сидят дома, в любом случае - живут в «согласии». Давайте и мы остановимся на перевале и посетим то место, где  кочует солнце, где  стояли два каменных обелиска. Еще  есть предложение, что эти камни являются пограничными знаками между двумя народами, двумя государственными образованиями в далекие времена. Уж они-то  помнили, сколько троп и дорог было на перевале, сколько горя и радости люди пронесли мимо них в обе стороны. Четыре дороги, заросшие временем мы можем видеть и сегодня. Редко какой путник не остановился возле них, чтобы дать отдохнуть коню, а самому  выкурить трубку или подымить самокруткой.
Байтак. На скалах Байтакского хребта

1963 год. На переднем плане в шапке - автор

Отдохните и вы, а  я расскажу вам историю, которую поведала мне женщина давным-давно. О событии этом в ту пору говорить было не принято. Под страшной клятвой она шепотом и поглядывая по сторонам рассказала мне случай из ее жизни, навеки связавший ее с этими камнями. Когда по России гуляла смута, когда сын шел против отца, а брат на брата, появились в селе колчаковцы. По ее утверждению - они шли походом на Сорокино, чтобы оттуда попасть на Красноярск. Для продвижения отряда им нужны были повозки с лошадьми.

По пути следования они в каждой деревне когда силой, а кое-кто и добровольно отдавал, забирали гужевой транспорт. Вот ее как уже умеющую управлять лошадьми, четырнадцатилетнюю девчонку, они отправили в обоз, строго-настрого приказав пуще глаза беречь лошадей и без них домой не возвращаться. Ее грузом была молоденькая женщина с ранением в живот. Она обречена была сразу - это было видно сразу. Ее супруг, какой-то видимо командир, находился возле нее постоянно, все время вытирал ей лицо  мокрым полотенцем и слезы, всю дорогу ее успокаивал. Девочке было жаль молодую и красивую женщину, и видя, как она мучится, даже всплакнула украдкой. После подъема на перевал возле двух камней было велено остановиться. Раненую из повозки молодой боец перенес и положил возле ближайшего камня. Больше по пути следования отряда она ее не видела. Возможно она была похоронена в этом месте.

Еще рассказывают старожилы, что в начале 20-х годов возле этих маяков был убит грозовым разрядом мужчина, житель села. Присел отдохнуть или переждать грозу. Так и похоронили с черемухой, которую ел.

Есть на камне и какая-то надпись или знак, но это уже для специалистов.

Эти люди родились и выросли в Куреже.

Эти люди родились и выросли в Куреже. По профессии они все механизаторы. И женщины тоже.
Работали на тракторах всех марок: «Фардзонах», «Сталинцах», «Коммунарах». Все пятеро мужчин - фронтовики.

Слева на право: Н. А. Камынская,  М. А. Корчма, С. К. Денисенко, А. А. Ярошенко;

Второй ряд: первый агроном  колхоза А. А. Сук, Н. Д. Денисенко, С. Г. Камынский, У. Л. Ярошенко;  третий ряд: Я. Я. Корчма, П. Х. Ярошенко. Ну а дети - нынче водитель скорой помощи В. П. Ярошенко и его сестра Ольга.
Василий Еременко, с. Куреж

Куреж с высоты птичьего полёта.



Справочник телефонов. Идринское

Такси телефон. Идринское вызвать

Идринское, расписание автобусов

Идринский вестник - онлайн подписка