Copyright 2017 - Идринское

Шесть кряжистых и изрезанных морщинами берез до сей поры сохранились на месте стоявшей когда-то церкви в с. Куреж. Лихой, разрушительный ветер 1936 года донесется и до нашего села, частички Украины в Сибири. И будет стоять вопрос в повестке дня: «О закрытии церкви». Будут потом в этом здании хранить зерно, плясать и водить хороводы, смотреть кинофильмы... И мне в этом клубе в далекий 1961 год вручали приз - книгу за лучший костюм на новогодней елке. Книга называлась «Фокусы для всех». Но можно ли, уместно и правдоподобно назвать этим словом трагедию с верой и религией, с вероисповеданием на Руси? И думал ли я, что почти через пятьдесят лет буду писать об этом, о клубе, а еще вернее - о церкви.

Посажены ли эти березы людьми верующими - прихожанами или эти деревья посадила мягкими руками матушка Парасковья в теплые, весенние дни, а может, эта аллея была заложена в честь знаменательного события? Березы эти на порядок выше других, растущих и посаженных после. Но поражает не это, а зеленая и яркая до блеска окраска кроны. И не потому, что им скоро исполнится век. Причина, очевидно, в другом Просто они были посажены в другой, духовной среде, где искали правду и смысл жизни, где все согревалось молитвами во имя жизни, молитвами за себя и за близких людей.

Как было не просить защиты у Бога, у церкви и не помолиться вдове Татьяне Дудник за благополучие своих детей, которых у нее было четверо в 1928 году. Эта женщина обратилась в Идринский райисполком с просьбой забрать у нее детей в приют на воспитание. Василию - 10 лет, Марии – 7 лет, Роману - 5 лет, Михаилу - 3 года. Но ей было отказано. Через два года имена этих детей числятся в коммуне «Заветы Ипьича». Не могу не рассекретить этих детей. Это уважаемый всеми, ныне покойный Роман Дудкик. Фронтовик, орденоносец, много лет проработавший в колхозе электриком еще на местной дизельной станции, электросварщик. Остальные дети - естественно, его братья и сестра.

Улита Дудник - вдова-беднячка 28 лет, имеющая пятерых детей. Младшему год. Сколько слез выплакано. Утешение только в церкви, в молитвах. Прошение от ее имени за помощью, написанное учителем В. Козловой, осталось без внимания. Трудно, наверное, было находить слова утешения для них священнослужителю Курежской церкви батюшке Степану Гольцеву. Ибо и церковь, и он сам (как носитель религиозного культа) подвергались нападкам со стороны властей, и его жена Парасковья.

Курежский приход, включая д. Метихову, выделился из Идринского в 1907 году. В приходе два деревянных молитвенных дома: в с. Куреж - во имя Покрова Пресвятой Богородицы и построенный вместо сгоревшего в 1909 г. Храм деревянный, крытый тесом - длина 29 аршин, ширина 10 аршин, высота 5 аршин (1 аршин - 0,711 м), на двух куполах, два железных креста с зеркальными стеклами и 10-ю двойными рамами. Оценивался этот храм в 1000 руб. (Для сравнения: корова стоила по тем деньгам 8-10 руб.). Имелся большой серебряный крест - 84% серебра. В 1922 году крест изъят в госвладения. Имелось много икон, пять колоколов.

В 1924 году, когда население Курежа составляло 1522 человека, верующих насчитывалось более четырехсот человек. Дети, по вполне понятным причинам, не указываются. Самыми молодыми верующими были Иван Дуля - 16 лет; Надежда Маслак и Елена Бабич - по 18 лет; самыми пожилыми - Мария Маслак и Архип Усенко - по 80 лет. Каковы же были причины непринятия Советской властью церкви и наоборот? Необходимо сказать, что в дореволюционной России отсутствовала не только свобода совести, но и вероисповедания. Религиозные обряды (присяга, крещение, бракосочетание, развод, исповедь и т. п.) были обязательны для всех граждан вне зависимости от их отношения к религии. В царской России ущемлялись в известной степени даже права государственной русской православной церкви. С 1721 года ею управлял не церковный, а государственный орган - «Святейший правительственный синод», во главе которого стоял светский чиновник - обер-прокурор. Церковь находилась на содержании у царского правительства и была частью самодержавного крепостного государства, а главой ее являлся царь.

Здание бывшей церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы
Здание бывшей церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Рисунок Павла Гриценко.

И в результате революции 1917 года со стороны церкви последовала болезненная и крайне враждебная по отношению к ней реакция. Уже 11 ноября 1917 года Поместный собор русской православной церкви объявил социалистическую революцию «нашествием антихриста», «беснующимся безбожием», после чего патриарх Тихон выступил с целым рядом резких контрреволюционных заявлений. Тем временем, церковная печать призвала «поднять крест и палицу» против Советской власти, тем самым открыто провоцируя верующих на вооруженную борьбу с новым строем. Весной 1923 года собрался Поместный собор обновленческой церкви, который аннулировал анафему Советской власти, объявленную Тихоном, лишил самого Тихона патриаршего сана и вообще упразднил патриаршество. Но было поздно. Уже была запущена система под названием атеизм, нападки на церковь переросли в открытое противостояние. Все это было введено в ранг государственной политики. В образовавшихся партийных и комсомольских ячейках демонстрировался лозунг: «Религия - опиум для народа» с самым широким антирелигиозным набором методов и средств. И все мы прошли через это сито. Все! И заработала по России разрушительная богатырская, удалая мужская силушка против церкви, против вероисповедания, против своих же людей. Как можно любить Бога - не любя близких людей?

Ушло время. А как хочется заглянуть в большевистскую душу «нехристя», срывающего с купола церкви крест на глазах тех, кто под этим крестом родился, венчался, принимал крещение и крестил своих детей. А что чувствовали люди-активисты, сбрасывающие наземь колокола - голос и зов Бога. Знали ли они, что возмездия им не миновать даже в третьем поколении.

Где вы теперь и сохранились ли где-нибудь отлитые для благородного дела колокола Курежа? Все пять. А колокола всех церквей России, поверженные и оскверненные. Внимательно прислушайтесь к звону нынешних колоколов. Они плачут... В них печаль... Это не те колокола! И не потому ли на Руси так неуютно жить, трудно, не обустроено и мучительному этому пути пока не видно конца...

Василий Еременко, с. Куреж

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Справочник телефонов. Идринское

Такси телефон. Идринское вызвать

Идринское, расписание автобусов

Объявления на форуме Идраонлайн Ну и погода в Идринском - Поминутный прогноз погоды