Copyright 2018 - Идринское

Шесть кряжистых и изрезанных морщинами берез до сей поры сохранились на месте стоявшей когда-то церкви в с. Куреж. Лихой, разрушительный ветер 1936 года донесется и до нашего села, частички Украины в Сибири. И будет стоять вопрос в повестке дня: «О закрытии церкви». Будут потом в этом здании хранить зерно, плясать и водить хороводы, смотреть кинофильмы... И мне в этом клубе в далекий 1961 год вручали приз - книгу за лучший костюм на новогодней елке. Книга называлась «Фокусы для всех». Но можно ли, уместно и правдоподобно назвать этим словом трагедию с верой и религией, с вероисповеданием на Руси? И думал ли я, что почти через пятьдесят лет буду писать об этом, о клубе, а еще вернее - о церкви.

Посажены ли эти березы людьми верующими - прихожанами или эти деревья посадила мягкими руками матушка Парасковья в теплые, весенние дни, а может, эта аллея была заложена в честь знаменательного события? Березы эти на порядок выше других, растущих и посаженных после. Но поражает не это, а зеленая и яркая до блеска окраска кроны. И не потому, что им скоро исполнится век. Причина, очевидно, в другом Просто они были посажены в другой, духовной среде, где искали правду и смысл жизни, где все согревалось молитвами во имя жизни, молитвами за себя и за близких людей.

Как было не просить защиты у Бога, у церкви и не помолиться вдове Татьяне Дудник за благополучие своих детей, которых у нее было четверо в 1928 году. Эта женщина обратилась в Идринский райисполком с просьбой забрать у нее детей в приют на воспитание. Василию - 10 лет, Марии – 7 лет, Роману - 5 лет, Михаилу - 3 года. Но ей было отказано. Через два года имена этих детей числятся в коммуне «Заветы Ипьича». Не могу не рассекретить этих детей. Это уважаемый всеми, ныне покойный Роман Дудкик. Фронтовик, орденоносец, много лет проработавший в колхозе электриком еще на местной дизельной станции, электросварщик. Остальные дети - естественно, его братья и сестра.

Улита Дудник - вдова-беднячка 28 лет, имеющая пятерых детей. Младшему год. Сколько слез выплакано. Утешение только в церкви, в молитвах. Прошение от ее имени за помощью, написанное учителем В. Козловой, осталось без внимания. Трудно, наверное, было находить слова утешения для них священнослужителю Курежской церкви батюшке Степану Гольцеву. Ибо и церковь, и он сам (как носитель религиозного культа) подвергались нападкам со стороны властей, и его жена Парасковья.

Курежский приход, включая д. Метихову, выделился из Идринского в 1907 году. В приходе два деревянных молитвенных дома: в с. Куреж - во имя Покрова Пресвятой Богородицы и построенный вместо сгоревшего в 1909 г. Храм деревянный, крытый тесом - длина 29 аршин, ширина 10 аршин, высота 5 аршин (1 аршин - 0,711 м), на двух куполах, два железных креста с зеркальными стеклами и 10-ю двойными рамами. Оценивался этот храм в 1000 руб. (Для сравнения: корова стоила по тем деньгам 8-10 руб.). Имелся большой серебряный крест - 84% серебра. В 1922 году крест изъят в госвладения. Имелось много икон, пять колоколов.

В 1924 году, когда население Курежа составляло 1522 человека, верующих насчитывалось более четырехсот человек. Дети, по вполне понятным причинам, не указываются. Самыми молодыми верующими были Иван Дуля - 16 лет; Надежда Маслак и Елена Бабич - по 18 лет; самыми пожилыми - Мария Маслак и Архип Усенко - по 80 лет. Каковы же были причины непринятия Советской властью церкви и наоборот? Необходимо сказать, что в дореволюционной России отсутствовала не только свобода совести, но и вероисповедания. Религиозные обряды (присяга, крещение, бракосочетание, развод, исповедь и т. п.) были обязательны для всех граждан вне зависимости от их отношения к религии. В царской России ущемлялись в известной степени даже права государственной русской православной церкви. С 1721 года ею управлял не церковный, а государственный орган - «Святейший правительственный синод», во главе которого стоял светский чиновник - обер-прокурор. Церковь находилась на содержании у царского правительства и была частью самодержавного крепостного государства, а главой ее являлся царь.

Здание бывшей церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы
Здание бывшей церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Рисунок Павла Гриценко.

И в результате революции 1917 года со стороны церкви последовала болезненная и крайне враждебная по отношению к ней реакция. Уже 11 ноября 1917 года Поместный собор русской православной церкви объявил социалистическую революцию «нашествием антихриста», «беснующимся безбожием», после чего патриарх Тихон выступил с целым рядом резких контрреволюционных заявлений. Тем временем, церковная печать призвала «поднять крест и палицу» против Советской власти, тем самым открыто провоцируя верующих на вооруженную борьбу с новым строем. Весной 1923 года собрался Поместный собор обновленческой церкви, который аннулировал анафему Советской власти, объявленную Тихоном, лишил самого Тихона патриаршего сана и вообще упразднил патриаршество. Но было поздно. Уже была запущена система под названием атеизм, нападки на церковь переросли в открытое противостояние. Все это было введено в ранг государственной политики. В образовавшихся партийных и комсомольских ячейках демонстрировался лозунг: «Религия - опиум для народа» с самым широким антирелигиозным набором методов и средств. И все мы прошли через это сито. Все! И заработала по России разрушительная богатырская, удалая мужская силушка против церкви, против вероисповедания, против своих же людей. Как можно любить Бога - не любя близких людей?

Ушло время. А как хочется заглянуть в большевистскую душу «нехристя», срывающего с купола церкви крест на глазах тех, кто под этим крестом родился, венчался, принимал крещение и крестил своих детей. А что чувствовали люди-активисты, сбрасывающие наземь колокола - голос и зов Бога. Знали ли они, что возмездия им не миновать даже в третьем поколении.

Где вы теперь и сохранились ли где-нибудь отлитые для благородного дела колокола Курежа? Все пять. А колокола всех церквей России, поверженные и оскверненные. Внимательно прислушайтесь к звону нынешних колоколов. Они плачут... В них печаль... Это не те колокола! И не потому ли на Руси так неуютно жить, трудно, не обустроено и мучительному этому пути пока не видно конца...

Василий Еременко, с. Куреж

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Справочник телефонов. Идринское

Такси телефон. Идринское вызвать

Идринское, расписание автобусов

Ну и погода в Идринском - Поминутный прогноз погоды