Copyright 2017 - Идринское

Эти люди вычеркнуты из жизни. Их мало знают односельчане, и даже их потомки, потому что несколько десятилетий об этом нельзя было говорить. И если ты сын раскулаченного или, не дай бог, врага народа, тебе в советское время ничего не светило ни в жизни, ни в работе. Поэтому многим проходилось менять родные фамилии на удобные, автобиографии переписывать на нужные. Вычеркнуты из жизни и другие: те, кто исполнял волю вождей. Теперь о них как бы нельзя говорить, а я вспомню. И тех и других. Ведь это жизнь моих дедов и родителей, а значит - наша история. Я постараюсь сказать о своих земляках-курежанах памятное слово, не навязывая никому своего мнения. И не хочу отдавать на растерзание тех людей, которые стояли у истоков образования колхоза, кто боролся и строил новую жизнь.

В декабре 1929 г. Сталину исполнилось 50 лет. Спустя неделю он выступил на конференции аграрников-марксистов, объявив о начале ликвидации кулачества в СССР. Речь Сталина означала формальный конец недолговечного НЭПа, который фактически исчерпал себя еще в период кризиса 1927-1928 гг. Кроме того вождь заявил: «Теперь мы имеем возможность повести реальное наступление на кулачество, сломить его сопротивление, ликвидировать его как класс и заменить его производство производством колхозов и совхозов. Теперь раскулачивание производится самими бедняцкими и середняцкими массами, осуществляющими сплошную коллективизацию...» С этой поры деревня явно разделилась на две враждующие стороны. С одной - наделенная властью беднота, объединенная в комитеты, с правом принимать решения по любому вопросу, с другой - привыкшая к своему особому положению, привыкшая командовать и повелевать «деревенская знать» - кулаки и подкулачники.

Во время гражданской войны активизировались кулаки и в Куреже, хотя боевых действий в селе не было. Колчаковский разъезд проходил дважды, была мобилизована тягловая сила. На Байтакском перевале до сих пор видны окопы, оставшиеся с тех времен. К встрече с колчаковцами готовились, но крепко-зажиточная часть курежан сумела нейтрализовать группу партизан, нескольких человек казнили, выколов им глаза и вырезав грудь. После гражданской войны кулаки еще 10 лет упивались свободой, откровенно смеялись над бедняками и издевались над ними.

В 1930 году состоялось собрание комитета бедноты, на котором отчитывался его председатель Кравченко. Отмечено, что крепкозажиточные хозяйства обложены таким же налоговым балансом, как бедняки и середняки. Было принято решение устранить такой перекос: с бедняцкого населения снять, а остальным добавить обложение. Исчислялся налог 776 пудами зерна.

Вот здесь мы и подошли к самому главному. Приняв решение о ликвидации кулачества, правительство предоставило право комбедам решать, кому дать твердое задание, а кого освободить. При условии, что должен быть организован колхоз, который в свою очередь должен получить и реализовать государству столько же продукции, сколько ликвидируемый класс и к нему приравненные.

На заседании комитета бедноты предлагают дать твердое задание И.Хилько, С.Пьявке, В.Усенко и другим жителям Курежа, в общей сложности около 30 человек. Список поступал в сельский Совет, который выдавал справку каждому из списка. Твердое задание выполнить было невозможно, обложенные им шли на сокращение посевных площадей и личного хозяйства. Особо злостным давали пятикратное увеличение, если не справился - высылка в 24 часа. Были разработаны конкретные предложения по ликвидации кулачества: отмена действия закона об аренде и применении наемного труда; разрешалось насильственное изъятие собственности: орудий производства, скота и др. Отобранная собственность поступала в фонды колхозов, изымались все вклады в банках и сберегательных кассах. Одновременно принято решение о закрытии всех церквей и молитвенных домов, введен запрет на свободное перемещение кулаков из района проживания и продажу своего имущества и т.д.

Для крестьян, сочувствующих раскулаченным или сопротивляющихся коллективизации, чье материальное положение никак не позволяло считать их кулаками, был придуман специальный ярлык - подкулачник. В эту категорию мог попасть каждый крестьянин, если в отношении лояльности к советской власти и к колхозному строительству существовали какие-то сомнения. Такие в Куреже были: И.Бова, В.Стасенко, И.Савченко, С.Охрименко, В.Бабич, Л.Кукса, П.Усенко, И.Денисенко. По религиозным мотивам были арестованы Степан Гольцев - священнослужитель (10 лет строгого режима); Михаил Ярош - церковнослужитель (расстрел), Матвей Полищук - председатель церковного совета (расстрел); Павел Малофеевский - священник (10 лет строгого режима). По «расстрельной статье» прошли Л.Магдалина, Я.Бова, И.Маслак, И.Хилько и многие другие. Неизвестно, как и где закончили свой жизненный путь М.Ерченко, О.Проскурня, Ф.Жицкий. Отбывший срок в 10 лет Евлампий Донец был арестован повторно и расстрелян. Многие были арестованы за вредительство и агитацию против колхозного строя.

О колхозе «Красный украинец» скажу еще несколько слов. Методы, использовавшиеся для принуждения вступления крестьян в колхоз, носили скрытый характер. Сопротивляющимся увеличивали размер индивидуального налога и объем хлебозаготовок. Однако подобная мера не дала ожидаемого результата - крестьяне в ответ резко сократили посевные площади. Вопреки утверждению о насильственном объединении в колхозы мы находим ответ в документах. В 1934 году вступило в колхоз «Красный украинец» 21 личное подворье, 25 трудоспособных человек. Вышло из колхоза 88 дворов и 153 человека. По состоянию на 1 января 1934 года на учете состояло 207 дворов и 428 членов колхоза. А на следующий год - 170 и 361 соответственно. Похозяйственная книга 1939 года содержит запись единоличников - 10 человек.

Когда заходит разговор о коллективизации, на память приходит история, услышанная давным-давно. Кажется, те люди, которым было дано 24 часа на сборы, и сейчас стоят босиком на снегу, потому что у них активисты забрали валенки. А красавица дочь, над которой надругались разгоряченные самогоном комсомольцы, все пытается прикрыть истерзанные плечи полушалком. Весь народ, все село собралось посмотреть на Степана-кузнеца, в одну ночь ставшего кулаком. Утром ему предстояло прибыть в п.Ольховку (или Артемовск). Не вынесла позора девушка - ей хватило трех минут, чтобы добежать до проруби...

Список репрессированных в 30-40 годах очень велик. На деревенском кладбище в Куреже установлен к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне Поклонный крест, и в память о тех людях, которым при жизни пришлось вынести нечеловеческие испытания. Это место поклонения, покаяния и примирения. На кресте нет фамилий - их миллионы. Их объединяет одно - они жертвы человеческой преступной и бездарной деятельности. Не победители и побежденные, а именно жертвы.

Василий Еременко, с. Куреж

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Справочник телефонов. Идринское

Такси телефон. Идринское вызвать

Идринское, расписание автобусов

Объявления на форуме Идраонлайн Ну и погода в Идринском - Поминутный прогноз погоды