Copyright 2017 - Идринское
Дорога Куреж – Большой Телек

Дом начинается с калитки, а деревня с дороги. Так говорили в старину сельчане, а еще приходилось слышать, что дорога - лицо деревни. Вся беда в том, что дорогой в России считается и тропинка в лесу, по которой иногда пробегают дикие звери; гравийная или щебеночная отсыпка; колея гужевого транспорта по "колено" в грязи; асфальт с колдобинами и выбоинами или в жару раскисшая смола. Если человек собирался в дорогу - то начинал он это делать за три дня до отъезда, а с дороги его обязательно нужно было отпаивать чаем и дать выспаться. Люди знали - с дорогой не шутят. Тем более у нас. Давайте согласимся все дружно с утверждением: чем лучше дорога - тем короче путь; а значит меньше и хлопот в нем и меньше усталость. В конечном итоге это сказывается на работоспособности и настроении, а значит и на успехе в делах.

Пустая затея узнать, кто и когда первым прошел или проехал по интересующей нас дороге, которая приобрела сегодня (наконец-то!) статус настоящей дороги. Историки утверждают - это произошло примерно в III веке до н. э. Возможно это случилось и раньше. К сожалению, не все способен еще сегодня объяснить человек, да и понять своим умом. Слишком мелкая он букашка в этом мире, и, причем, самая уязвимая.

дорога на Куреж

Для курежан-переселенцев дорога через перевал Байтак открылась в 1896 году, согласно утверждению истории края. Но с этим согласиться я не могу, потому как «факты - вещь упрямая». Все упирается в большетелекских жителей, которые на правах первых поселенцев на этой территории и в силу своего уклада жизни и стремления жить обособленно, по их установленному самобытному правилу, могли скрывать и скрывали от приезжих чиновников наличие рабской наемной силы на своих заимках на территории земель нынешнего Курежа. Это было у них так заведено. Они даже своих будущих односельчан по приезде держали месяцами в «карантине» и требовали от них вступительные, а в некоторых случаях заставляли менять фамилии. Мягко сказать - это были разбойники с большой дороги. Ну а дорога эта вела на колывановские заводы на Алтай с Курагинских приисков. Выводы делайте сами. Я прошу прощения у большетелекцев. Многих сегодняшних жителей я знаю и с уважением отношусь к ним, но факты...

На деле, конечно же, курежане оказались на этой земле раньше. И первое, что они начали - это рыть землянки, или «норы», и путем проб и ошибок выбирать и осваивать дороги, Вы знаете, их очень много, этих старых дорог. Удивительное дело - ведь не зарастают, видны! Не знаю, как кто, а я, проезжая по ним, слышу какие-то голоса и кажется, за мной наблюдают...

дорога через Байтак

Дорогу, которой мы сегодня восхищаемся, пытались обустроить во все времена. Речь идет о дороге Куреж – Большой Телек. До войны за каждым двором закреплялось определенное место дороги для вскапывания боковой крутизны и расширения проезжей ее части. Все это делалось вручную лопатами. Плоды труда семидесятилетней давности хорошо видны и сейчас на этих старых четырех дорогах. Впервые серьезно занялись этим участком дороги летом 1963 года.

Председателем колхоза тогда был А. А. Киреев. На вооружение Идринской МТС (руководитель Малинин) поступил первый бульдозер. Самым почетным и желанным гостем в деревнях района был его тракторист И. Петров. Родом он был из Большого Телека, но руководитель МТС «перетянул» его в Идру и выделил квартиру. Я хорошо помню, с каким уважением к нему относились курежане. Жил он на квартире у Лозицких - Андрея Ильича и Марии Дмитриевны. За лето он сделал на порядок ниже перевал, расчистил и разровнял по обе стороны Байтака проезжую часть дороги, а самое основное - пробил ровную без уклона дорогу на крутом склоне горы около двух километров. Почти ежедневно ему помогали по наряду работники бригад, в основном женщины. Они лопатами подравнивали отвесную стену дороги. Несмотря на это, дорога все равно оставалась проблемной. Это была обыкновенная полевая дорога, раскисающая в дождь, а зимой заносимая снегом из-за ежедневных ветров. Сегодня даже трудно представить, сколько километров исхожено пешком, на лыжах, изъезжено на тракторах или велосипедах. Однажды даже пришлось заночевать в чабанской избушке в логу. И только по утреннему заморозку добрались до Курежа.

В начале 70-х годов хозяйственным способом дорога была отсыпана. Председатель колхоза А. А. Надежкин, а позже А. П. Петрик.

Был освоен карьер на Байтаке, что позволило даже в некоторых местах поднять полотно дороги. В общей сложности дорога Куреж – Большой Телек обеспечила движение по ней автобусов, как рейсовых по маршруту Идра - Куреж, так и до г. Абакана через Куреж. Была отсыпана Украинская улица до подъема на Галактионово и построено два моста. У руководства колхоза «Красный украинец» в эти и последующие годы вопрос состояния дороги был на одном из первых мест. Но пришли 90-е годы. Не до дорог стало...

То далекое лето моего детства отчетливо помню, как будто это было вчера. Длинный-длинный день июля и большая трава на порядок выше меня в рост и в которой кажется, можно заблудиться. Пора заготовки сена для кормилиц-буренок, без которых в деревне в ту пору не прожить. Уставшая махать косой-литовкой мать присела рядышком и, сняв с головы белый платок, специально одетый от жары, вытирает им с лица то ли соленый, выедающий глаза пот, то ли горькие слезы матери-одиночки. Через минуту она развяжет узелок такого же платка с небогатой снедью, разложит все аккуратно и неторопливо, а первый и самый вкусный кусочек кошта подаст мне с любовью, так как мужчина в доме всегда садился за стол и брал ложку первым. А может, и попробует чуток сама. Я лежу в тенечке куста ивняка болотного, сухого и обломанного, с наброшенной наверх старенькой материнской кофточкой для защиты от палящих солнечных лучей. Моя единственная задача - беречь оселок пуще глаза. Без него не будет косить траву коса, а в траве среди болотных кочек его запросто можно и потерять. И это чувство причастности и полезности к нужному и важному делу объединяет нас обоих. Высоко в небе кружит орел, по только ему одному известному кругу-пути, и превращается в чуть заметную точку, а вскоре исчезает из виду.

— А зачем он залетает так высоко? — интересуюсь я у матери. - Ведь там можно и заблудиться.

— А это они уносят на небеса души умерших людей на Божий Суд. Вот, сынок, вырастешь и все поймешь сам...

Годы прошли, пролетели. Много их прошло и было всякое... И так хочется верить, что есть такой суд и каждый будет держать ответ на нем за свои поступки и каждому воздастся по заслугам. Слова эти врезались мне в память, но только теперь я понимаю их смысл и житейскую мудрость, загадку, заложенную в ней. И понимаешь, как коротка человеческая жизнь - миг, и иногда даже не успеешь сказать другому, который рядом, «спасибо», не успеваешь понять самое главное - то, что связывает поколения. Именно от этого одного поколения к другому передаются выстраданные тысячелетиями навыки думать и говорить, делать и поступать, как велят совесть и разум. И кровь, которая течет в каждом из нас, — не наша кровь. Это кровь давно ушедших поколений и отданная нам в долг людьми родными и близкими, дорогими и желанными.

И то, что мы умеем думать и мыслить — это тоже в долг. И тоже от них... И это придется отдавать, возвращать. И то, что мы уже через короткое время после появления на свет начинаем ходить самостоятельно и разговаривать — тоже оттуда... И если мы не поймем этого, если забудем или посчитаем это за ерунду - значит мы живем зря. Вот поэтому люди, которых вы видите на фотографии, и собрались на историческом месте перевала Байтак, чтобы сказать ку-режанам, что не все так безнадежно в России. Что вертеть дырки в ремнях дело временное и проходящее, а они помнят откуда они родом. А заодно и доказать - третье поколение Курежа, этого маленького кусочка Украины в Сибири, способно решать и делать благородные дела.

Михаил Николаевич Денисенко приехал на встречу с внуком Антоном, которому 10 сентября исполнилось шесть лет. Дедушке очень хочется показать представителю уже пятого поколения Денисенко в Куреже, где он в таком возрасте исходил и излазил окраины села, и так хочется сейчас вместе с Антоном пережить все снова, окунувшись в мир детства. Может, пройдет десяток-другой лет и напишет внук книгу о родине деда — Куреже и о своих родственниках: Даниле Ивановиче - прапрадедушке, основателе рода. Особо отметит прадедушку Николая Даниловича - фронтовика, заслуженного человека, который много лет занимал руководящие посты в районе. И уж, конечно, много теплых слов скажет о человеке, державшем его сейчас за руку - Михаиле Николаевиче. Будет что сказать внуку о нем. Михаил Николаевич работал и главным экономистом, стоял у истоков основания агрохимической службы района, возглавлял один из колхозов и вот уже ряд лет является руководителем налоговой службы района. Может быть, именно Антону и выпадет возможность, совмещенная с желанием, восстановить линию родства между всеми другими носившими фамилию Денисенко. А таких в селе было немало. Это погибшие на войне Владимир Данилович, Архип Фомич, Григорий Иванович и Иван Петрович. Работающий в 1932 году при основании колхоза «Красный украинец» Федор Фомич и проживающие до войны в Идре Петр Фомич и Павел Федорович, а также Федор Федорович и живший в Красноярске Николай Федорович. Пожелаем же Антону удачи и везения в жизни. И с днем рождения!

гора Байтак Мы стоим на самой вершине перевала. Все мы, а нас четверо, родились и выросли на курежской земле, здесь наша родина. По обе стороны Байтака, утопая в зелени берез, тянется, радуя глаз, новое полотно дороги. И в эти минуты не задумываемся над опостылевшим и вечным вопросом: почему мы так плохо и неуютно живем, и не только в материальном плане? Плюнем на это с высоты. Сегодня просто радуется душа, и от всех курежан мы говорим строителям дороги слова благодарности за их труд, за то, что подарили нам надежность и красоту.

Дорога есть, а вот будет ли Куреж? Ведь только за три последних года в крае количество брошенных деревень выросло до 74, а в 115 проживает менее 10 человек в каждой. У разорванного на части Курежа, когда-то передового хозяйства, нет ни настоящего фермера, ни предпринимателя, работающего на перспективу. Выжимаются последние соки из накопленного и построенного общественным трудом, а для возрождения ведь нужны ум, желание и поддержка, но пока ни того, ни другого, ни третьего в разумных пределах - дефицит.

А высоко-высоко в небе, как и пятьдесят лет назад, в далекое время моего детства, кружит орел и через минуту-другую растворится в голубом небе. Чуть ниже, прощаясь с нами, клин плачущих журавлей: «... до весны!.. до весны». И мы, глядя им вслед, прячем в прикрывающих глаза ладонях рук выступившие слезы.

Значит, жизнь продолжается. А значит, есть и надежда...

Василий Еременко, с. Куреж

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Справочник телефонов. Идринское

Такси телефон. Идринское вызвать

Идринское, расписание автобусов

Объявления на форуме Идраонлайн Ну и погода в Идринском - Поминутный прогноз погоды