Copyright 2017 - Идринское

Письменность и азбуку подарили нам Константин Философ и его брат Мефодий. Вот первые строчки священного Писания, написанные по-славянски:

В начале было Слово,
И Слово было у Бога,
И Слово было Бог...

Это первые стихи Евангелия от Иоанна. Произошло это все во второй половине IX века, а точнее в 863 году. Много веков прошло с тех пор. Изменился язык, изменился мир, изменилась и азбука. Константин, умирая, принял монашество с именем Кирилл. Поэтому и азбука славянская называется кириллицей.

Начиная разговор об истории школьного образования в Куреже, уместно вспомнить, что же вообще говорит история о школе и об основных направлениях в образовании. Школа — это учебно-воспитательное заведение для организованного образования, обучения и воспитания детей. В зависимости от того, кто является организатором и на чьи средства существует школа, она является государственной, муниципальной или частной, содержащейся общественными и религиозными организациями или частными лицами. По характеру сообщаемых знаний она бывает общеобразовательной и профессиональной. По уровню образования — начальной, неполной средней, средней и высшей. По отношению к религии - светской и конфессиональной. По полу учащихся - мужской, женской и совместного обучения. Цели, задачи и содержание работы школы зависят от уровня развития общества, его классовой структуры. Первые школы возникли в странах Древнего Востока. Летописные источники дают весьма неполные сведения о школах Киевской Руси, открывавшихся в 10-13 веках при монастырях, церквях и приходах. В России до начала 20 века для народных масс существовала начальная школа различных типов. Имеются сведения об уровне образования в Минусинской губернии к концу девятнадцатого века. Из каждых десяти человек грамотой владел лишь один. Ответ на это находим из Указа царя Александра III, согласно которому «детей из простонародья не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». То есть каждый должен был знать свое место. Из этого следует, что в то время в России образование для простого народа, особенно деревенского, было уделом мечты. Образованием в селах и деревнях никто не занимался.

Второй основной причиной почти поголовной неграмотности населения, в том числе и в Куреже, было и само пренебрежение к учебе, которая откладывалась «на потом», на второй план и до лучших времен. Тяжелые условия быта и жизни, деревенский, особенный уклад ее, отсутствие перспективы — вот главные и основные причины этого явления вплоть до конца двадцатых годов. Если досконально проанализировать сложившуюся ситуацию, то вырисовывается следующее: из населения, умеющего читать и писать, половина приобрела умение в школе, а вторая половина - самоучки. Распространенным явлением в деревнях было отдавать девочек-подростков в няньки в более зажиточные семьи и даже в другие деревни.

Мужское население от зари до зари работало не только на своих наделах и своем дворе, но и по найму. Справедливости ради отмечу, что была еще одна категория населения, что называется, ни кола ни двора. Это просто от лени. Ну да и Бог с ними... Таких людей на деревне не любили во все времена. Не будем о них говорить и мы.

Передо мной снимок коллектива учителей Курежской школы. Начало 60-х годов. Дорогие мне и всем-всем бывшим ученикам лица, которые забыть невозможно, и каждый любим и по-своему уважаем. А за маленькими окнами внутри здания навсегда осталось наше отражение, наше светлое и безмятежное детство с октябрятскими звездочками, красными галстуками под цвет знамени дружины, трескотней барабана и медной мелодией пионерского горна. Помните: знаменосец, горнист и барабанщик? Вспоминаются скрипучая лестница на второй этаж с износившимися деревянными ступеньками от беготни и шастанья детских ног, а иногда и задниц; несмывающиеся чернильные пятна на руках, под носом и на месте карманов; чернильницы-непроливашки, скрипучие перья ручек и, конечно же, кляксы! Где-то далеко-далеко остались пионерские костры и песни о них; сборы и линейки; макулатура и металлический лом; «зарницы»; ленинские чтения.

Учителя Курежской школы

Об открытии школы в Куреже сведений нет. В Идринском архиве хранится отчет Курежской начальной школы за 1921 год, в котором говорится о 65 учениках и двух работниках школы — учащих. Именно так в те годы называли учителей. Серьезной и полезной информации этот документ не дает, а интерес представляет только время, год отчетности. Интерес представляет и анкета Всесоюзной школьной переписи от 15 декабря 1927 года учащего И. Баландюка, где в графе указывается срок и стаж чисто преподавательской работы - 8 лет. Значит, какие-то потуги в образовании велись с 1919 года. В том же году, согласно протоколу заседания укомплектованной комиссии при Идринском райисполкоме совместно с месткомом Рабпроса, «из Курежской школы переводится в Еленинскую т. И. А. Баландюк, потому что плохо поставлена работа школьная, большая утечка школьников, никакой общественной работы не вел, а потому авторитетом среди населения не пользуется, больше занят своим с/хозяйством». Ну а в Куреж заведующей школой направляется Сусолина, а вторым учащим - Козлова. Надо сказать, что практика «чисток» и перебросок была осуждена в 1928 году. 3 августа этого года всем РИКам и РМК, Рабпросам было доведено следующее: «...соглашаясь с необходимостью подбора хороших работников, мы указываем, что всякие перемещения, увольнения должны быть строго обоснованы фактическими материалами с соблюдением законоположений о педагогическом труде. И предупреждаем, что во всех случаях незаконных перебросок и увольнений будем ставить вопрос о привлечении виновных к ответственности». Чтобы отдать должное и реабилитировать Ивана Афанасьевича, привожу контраргумент на ваш суд.

21 сентября 1925 года он пишет докладную записку в Идринский райисполком следующего содержания: «Граждане д. М. Куреж при встрече со мной всегда выявляют свою обиду по отношению к райисполкому. Последний до сих пор их детей оставляет за бортом школы. Они просили написать меня об этом РИКу. Правда, детей школьного возраста там немного, всего насчитывается 20-22, но они дети исключительно из бедняцких семей, которых бы в настоящем году необходимо охватить. Со своей стороны рекомендовал бы РИКу открыть там трехмесячную группу, в которую могли быть приняты все дети в возрасте от 9 до 12 лет. Хотя возраст будет и смешанный, но надеюсь, что таким путем можно ликвидировать неграмотность. Ведь так или иначе они попадут лет через 5 на литпункт, так не лучше ли эти средства израсходовать сейчас, т. е. за счет одного из литпунктов и открыть в М. Куреже группу переростков с включением в таковую 9-10-летних. Это был бы для них последний толчок. Зав. школой Баландюк».

Сейчас трудно сказать: это ли письмо, а может, и другие соображения натолкнули руководство на открытие спецшкол и классов для обучения грамоте переростков. А сам автор того письма в своей анкете признает: «... в неделю 12 часов работаю с группой школьников переростков и получаю за это 19 руб. 50 коп. в месяц». Чуть позже такие группы объединили отдельно и они получили название вспомогательные школы. Это было в начале 30-х годов. Так, в 1932 г. в ней обучалось 22 человека. Это были «переростки», то есть старше по возрасту учеников начальной школы. Вспомогательной школой в разное время заведовали и просто учили и в такой школе и в начальной Зоя Калачова, Геннадий Денисенко, Зинаида Прелова (Яковенко), Лидия Демидова.

В 1934 году состоялось заседание сельсовета. Первым вопросом было избрание т. Волкова председателем с/совета, а вторым вопросом был отчет секретаря партячейки Василия Ерченко: «о срыве обеспеченности ликбезов керосином». Где ему было поставлено на вид. В начальной школе также преподавали Екатерина Кожуховская, Петр Колядный и Каргаполов. Напомню, что директором был Баландюк. А позднее А. А. Торжевский. В военные годы школой заведовала К. Шадрина и в эти годы начала работать Вера Закорецкая.

Шли годы. Страна развивалась небывалыми темпами, и уровень образования должен был отвечать духу времени. Не называли в те времена преобразования в образовании надоевшим до чертиков всем словом реформы, а они были. В 1950-1951 г. г. открывает двери новая школа и вместе с ней и в Куреж приходит семилетнее образование. Хватит скитаться по углам и избушкам, тем более, что к этому времени коллектив учителей вырос до 12 человек, а учеников - 199. Более тридцати детей обучалось с соседних Галактионово и Тубинского совхоза.

В. Анисимова - директор, работает в образовании с 1947 года; Т. Чудиновский - с 50 года; К. Устюгова - с 1950 г.; А. Филимонова - 1950 г.; А. Попкова - с 1951 г.; В. Чупракова - 1951 г; Т. Тропина - 1948 г.; И. Баландюк - 1918 г.; А. Энькова - 1913 г.; К. Шадрина - 1937 г.; Ф. Репиленко - 1951 г.

В 1953 году в школу приходят М. Баландюк, а на год ранее Т. Сидельникова, А. Торжевский - с 1938 г.

Здание для семилетки отыскали в Б. Идре. Двухэтажное здание, с десятью комнатами в последнее время использовалось в этом селе как жилой дом. Его перевезли за два года. Работой этой занимались сами жители; а общее руководство и основную работу в строительстве школы взяли на себя А. Терлецкий и Е. Дедаш. Перевозкой в зимнее время на тракторе занимался А. Ерченко. До этого занятия проходили в нескольких отведенных для этого домов. Это были, как правило, дома зажиточных и окулаченных сельчан, депортированных насильно из села в другие места. Дома этих трудолюбивых хозяев стоят и сейчас по деревням России. В разрушенных и брошенных деревнях они стоят как памятники, как упрек нынешнему беспределу и никчемной бездарной политики на селе. Эти дома, в которых еще теплится жизнь, стали родными для нескольких поко-лений. А для построивших их, истинных хозяев были построены другие дома — казенные: остроги, бараки, шахты, рудники.

Некоторое время занятия проходили даже в бывшем здании церкви, в котором отштукатуренные большие двери избы-читальни оказались большой иконой... А еще раньше в 20-е годы небольшая, но тоже двухэтажная школа была на месте бывшей конюховки. Еще одна такая же школа была в бывшем здании правления Курежской коммуны на месте усадьбы П. Богачева.

Через четыре года школа получает статус восьмилетки. В общей сложности эта школа функционировала 17 лет. Ее сменит новая кирпичная, с большим спортзалом - мечтой детворы и центральной котельной. Это будет в 1967 году. Помимо учебы в разные годы в школе много внимания уделялось трудовому воспитанию учащихся. При школе была построена теплица для выращивания овощей, разведения кроликов. Обязательным для старшеклассников был декадник по заготовке дров для школы; выращивали овощи и картофель, заготавливали с последующей продажей продукцию колхозного сада; оказывали посильную помощь на выращивании махорки, конопли и других работах... А сколько радости детворе доставляла сенокосная пора! На лошадях, в коллективе и с вкусно приготовленным супом в трехведерном котле на свежем воздухе. А стимул работы — ежедневное подведение итогов ее и выдача премиальных. И конечно же - конфеты! Как ни бедно жила школа, но автомобиль свой имела. Для выполнения всех видов перевозок и нужд школы всегда был готов ее водитель М. Мочалов.

Конечно же, советская школа отличалась от сегодняшней, как небо от земли. Нынешние чиновники образования сделали все, чтобы сегодняшние ученики не знали, какой она была вчера, разрушили все хорошее и нужное, и можно сказать, что они преуспели в этом. И только их заслуга в том, что у сегодняшних учеников нет того, что было у нас: любовь к своей стране и ее истории, уважение к старшему поколению. Стыдно сказать, но историю Великой Отечественной войны половина молодых людей не знают вообще. Это ли не кощунство. Стыдно!

Конечно, не знали мы Интернета, мобильной связи и другой сегодняшней «наворочки» и многого другого, что знают нынешние ученики и чего, сказать по совести, и не надо бы знать. Но нам было интересно в школе, нам хотелось в школу и мы жили школой. И нам не стыдно за свои школьные годы, за свои пионерские и комсомольские годы, воспоминания о которых наполняют наши сердца светлым и радостным. Сегодня я вспоминаю свою школу, выпускниками которой мы были в 1967 году. Среди них Андрей Петрик, Валентина Дудник (земля ей пухом), Вера Корчма, Василий Лозицкий (всего 12 человек). Кстати, последний станет преподавателем, а затем и директором школы.

Сколько детских сердец прошло через школу и сколько людей отдали себя и свою жизнь ей. В разное время работали в школе в Куреже: А. Чубаров, Н. Кисилева, Е. Чебыкина, Ю.Гордеева, С. Коковин, Г. Комиссарова, 3. Репиленко, В. Ярош, Е. Белоногова, Л. Засенко, В. Величко, М. Гагаркин, Г. Гагаркина, Ю. Небосенко, Н. Величко, М. Еременко, В. Лозицкий, В. Лозицкая, П. Астапов, В. Астапова, Н. Порватова, В. Котляр, Г. Ярош, Л. Балдайкина, В. Симонова, И.Надежкина, А. Панамарев, М. Панамарева, Н. Шушунова и другие.

Сегодня, как и много лет назад, как и все предшествующие годы, собирает школа по свое крыло детей. Все они такие разные, но для нее родные и желанные. И конечно, она научит их писать и читать, научит дружить, любить и понимать ее. А самое главное — положит в юные сердца искорку огня, потому что без горения нет движения вперед. А придет время — откроет двери перед широкой и светлой дорогой жизни и скажет: «В добрый путь!».

Так поклонимся же школе.

Василий Еременко, с. Куреж
На снимке: учителя Курежской школы (60-е годы)

Комментарии   

0 #1 Коршун Виктор Николаевич 05.04.2011 04:25
Прекрасно помню деревянную двухэтажную школу с лестницей, а под лестницей стояла кирпичная печка, на которой готовили для детей чай с сахаром. Это было нехитрое лакомство. Ещё помню, как в старой колхозной конторе угощали на большой перемене за счёт колхоза киселем с кусочком хлеба. Ничего вкуснее в жизни не было более.
Первой моей учительницей была Евдокия Георгиевна Белоногова.
На фото узнаю Михаила Михайловича и Андрея Андреевича.
Спасибо за информацию! Очень много узнал о родном селе.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Справочник телефонов. Идринское

Такси телефон. Идринское вызвать

Идринское, расписание автобусов

Объявления на форуме Идраонлайн Ну и погода в Идринском - Поминутный прогноз погоды