Copyright 2017 - Идринское
Реформа Столыпина

Редко у какого аграрника - захудалого фермера или умудренного и закаленного в приватизационных битвах директора какого-нибудь ООО дрогнет хлеборобская жилка, если я напомню, что в этом году исполнилось 100 лет одной из составляющих столыпинской реформы: 29 мая 1911 г. вышло «Положение о землеустройстве», то есть это было практическое руководство принудительного распределения общественных земель. Ну а вторая юбилейная дата - 150-летие отмены крепостного права на Руси - событие, вообще-то, должно быть значимым, но не как радостное и великое изменение крестьянской жизни в России, а, скорее всего, как пример для сравнения с сегодняшним днем и сегодняшних дел в сельскохозяйственном секторе.

Чуть более века назад Столыпин писал: «...В тех местностях России, где личность крестьянина получила уже определенное развитие, где община ставит преграду для самостоятельности, там необходимо дать крестьянам свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей землей и собственностью: надо дать ему власть над землею, надо избавить его от кабалы отжившего общественного строя... Нельзя забывать, что мы призваны освободить народ от нищенства, от невежества, от бесправия».

Золотые слова! Но давайте проследим, как все происходило и что из этого вышло за 150 лет в России. Повторяю - сто пятьдесят лет. Что-то не вяжется у нас... Мировое земледелие давным-давно ушло вперед, и причем так далеко, что кажется иногда - а не мираж ли это?

Реформа Столыпина А мы все еще освобождаем крестьянина от «кабалы общественного труда», распределяем и перераспределяем земельные паи, воюем с теми, кто это не хочет признавать, вступаем в наследство, на это ищем деньги, которых нет, начинаем думать и что-то делать с невостребованными землями их арендой. Причем нас уже давно не видно ни из космоса, ни с земли в этих заросших чертополохом тысячах гектарах заброшенной земли. Туда не ступает ни нога хлебопашца, ни копыта давно пущенного под нож табунов общественного животноводства. Российская пародия капитализма вылепила идиотическую модель трудовых отношений между работодателем и работниками. Причем задняя часть этой модели постоянно повернута в сторону последнего. А самое поразительное то, что это устраивает обе стороны. Пока... Так что же было полтора века назад? Непосвященным и не знающим истории скажу — это было страшное время. Крестьяне были закреплены за хозяевами (помещиками), которые имели право ссылать их в Сибирь, а с 1765 года и на каторжные работы. Им запрещалось жаловаться на своих хозяев-помещиков (писать челобитные). Практически это было быдло. Так что каторга, ссылка, ГУЛаг — это не изобретение большевиков, а хорошо усвоенная действительность царского самодержавия.

Реформа Александра II была необходима России, но с ее проведением возникло больше проблем, которые могли стоить самой безопасности самодержавию. Надо сказать, что подавляющая часть помещиков в тот период не имела своего скота и сельскохозяйственных орудий. Они пользовались дармовым трудом крепостного крестьянина, но и их рабочим скотом, инвентарем и т. д. А все это обусловило сохранение после реформы 1861 года целого ряда факторов, связывающих крестьянские хозяйства с помещичьим (отрезки земли у крестьян, высокие выкупные, право замены сельхозугодий и переселения крестьянских усадеб, помещичья власть над деревней, вплоть до сохранения телесных наказаний и др.). В результате на два десятилетия растянулся процесс перехода крестьян на выкуп, без чего они не могли утвердиться. И хотя в 1883 году был создан Крестьянский банк, но он так и остался кредитным учреждением. А значит, и предпочтение отдавал более платежеспособным клиентам.

Многие считают Александра II реформатором с большой буквы. Но нельзя и сбрасывать со счетов и силу, представляющую реальную угрозу и заставившую пойти на реформу самодержавца. Ведь не только по Великому каторжному пути отправлялись в ссылку тысячи закованных в кандалы непокорных крестьян. Ведь их еще отправляли в солдаты. А это уже была реальная, вооруженная сила, и причем на пороге Крымской войны. Вот все это в совокупности и послужило основным мотивом принятия такого непростого решения. Реформа Александра II была направлена на переселение в Сибирь на новые земли ссыльных и каторжан в первую очередь. Именно оттуда и шла традиция ссылать неугодных в Сибирь и в советское время. Много можно приводить примеров из сохранившихся источников о порядках и правах принесенных этими людьми в чужие земли. Можно и самим догадываться, какой произвол и беззаконие можно насаждать коренным жителям, если нет никакой власти на сотни и тысячи миль в округе.

Теперь о реформе 1906-1911 г.г. Когда говорят о переселении крестьян в Сибирь и другие регионы России в эти годы, то непременно вспоминают Столыпина и его реформу. Вот, мол, путь по которому следовало бы идти после «растащиловки» колхозов и совхозов. Однако люди, доказывающие, что столыпинскую реформу можно бы было реанимировать в наши дни, либо не понимают реалии последних лет, либо сознательно шли на разрушение устоев в деревне, сознательно замалчивали тот факт, что реформа, проводимая Столыпиным, была лишь неудачной попыткой создать в ней класс мелко-буржуазных собственников. Такой путь для крестьянства в России губителен. Так оно и случилось. Эта реформа преследовала три цели: разрушение общи-ны; насаждение хуторского (отрубного) хозяйства; переселения крестьян. Правительство Столыпина считало, что необходимо изменение земельных отношении, т. е. закрепление за крестьянами земли в личную собственность. А изданное 100 лет назад «Положение о землеустройстве» как раз и предусматривало принудительное перераспределение бывших общинных земель. И делалось это прежде всего в интересах кулаков. Таким образом, с одной стороны, самодержавие стремилось насадить в деревне слой самостоятельных крестьян-предпринимателей, а с другой стороны, выдвигая на первый план интересы помещиков, оно мало содействовало этому процессу. Ставка делалась на то, что распад общины приведет к концентрации состоятельными крестьянами в своих руках материальных и земельных ресурсов. Этой же цели служила и политика переселения крестьян. Итоги этого процесса хорошо известны. В 1880-1895 г.г. в восточные районы страны переселилось 461,7 тыс. человек, в 1896-1905 г.г. - 1075,9 тыс., а в 1906-1911г.г. - 3078,9 тыс. Около пятой части (18,6)% переселившихся в 1896-1916 г.г. вернулись обратно. При всех трудностях переселенцы, несомненно, внесли, как показано в обширной литературе, существенный вклад в хозяйственное освоение новых регионов. Однако переселения не ослабили ни земельной нужды крестьянства, ни социальной напряженности в деревне. Не привили они и к заметному росту могущества состоятельных слоев деревни, хотя прежде всего им досталось земли переселенцев. Валовые сборы земледельческой продукции в 1909-1913 г.г. т. е. разгар Столыпинской реформы, выросли сравнительно с началом века незначительно (всего на 7,3%). Среднегодовой же прирост этих сборов заметно снизился (до 1,46%) против 2,41%. Поэтому утверждения о росте сбора хлебов в период реформы в два раза являются чистейшим вымыслом. Даже по сравнению с 70-ми годами 19 века этот прирост (по зерновым и картофелю) составил всего 75,7%. Реформа не привела к сдвигу в развитии земледелия. Пик этих сдвигов был пройден до революции 1905-1907 г.г.

Жизнь крестьян В итоге столыпинские преобразования окончательно развели крестьянство и власть в разные стороны. Случилось то, что случилось в наши дни с насаждением фермерства в деревне. Сколько их заявилось фермеров-энтузиастов по всей стране? Сотни? Тысячи? Остались единицы — те, кто ухватился за спасительное и принявшее статус законного — общественное, да те, кто «раскрутился» в бытность существования колхозов и совхозов. Самое интересное то, что столько лет прошло, а ничего не изменилось в умах, указывающих и направляющих. Обещание накормить страну обернулось для многих купи-продай или перекупи и обмани следующего. Оказывается, куда проще получить навар с неконтролируемой торговли хоть товарами или продуктами, пальмовым маслом или настойкой боярышника. Забитый и не рассчитывающий на подмогу государства народ будет есть и пить, выпучив глаза, все то, что так упорно прет в рекламе. Все «шито-крыто», как говаривал в свое время Мишка Япончик, что означает на языке чиновников: «...все идет по плану». Все мы живем в деревне и прекрасно видим ее положение через призму самовосхваления и рапортов вверх. Много говорилось и говорится об исчезающих деревнях, о малочисленных и бесперспективных. Кстати, этап перемен придумали чиновники. Как, вообще, у людей поворачивается язык говорить и хоронить заранее население таких вот горе-деревень? Ведь там живут люди, рождаются дети, доживают свой век ветераны, не изменившие своей родине ни грамма. Вот бы это усвоить чиновникам.

А если люди и бросают деревни, то тут оправдание одно - от хорошей жизни не убегают... В деревнях резко сократилось поголовье скота в личном подворье, и эта тенденция продолжает сохраняться. Заготовить корма или его купить стало не по карману многим.

Кануло советское время, а с ним и общественные, коллективные хозяйства, которые в ту пору помогали в заготовке кормов, стройматериалами своим работникам. Конечно, жизнь не стояла и не стоит на месте. Но чтобы так унизить деревню, растоптать и бросить в грязь — значит не любить свой народ, а значит не думать о будущем. Людей отучили работать, обворовав и унизив его, лишив стимула и заинтересованности в ней, бросив его на мизерную зарплату, а затем и заставив его служить за кусок хлеба. Работают без договоров, что делает их бесправными, а предпринимателей - безответственными. Чиновничий беспредел достиг своего пика, а с такой высоты для него народ что быдло. Воровство и коррупция накрыло толстым одеялом страну и этому нет конца. А крестьянин на все махнул рукой. Махнул на личное хозяйство, на новых помещиков, продал свой земельный пай, как в свое время ваучер Чубайса и стал настоящим пролетарием-бомжом. До поры...

Стыдно сказать, но сегодня крестьянин, который по своему предназначению должен производить сельскохозяйственную продукцию, сам на подсосе от торговли - питается всякой дрянью и, похоже, уже привык. А чему удивляться, ведь уже не каждая хозяйка испечет хлеб в домашних условиях, не свяжет носки и рукавички, а приготовить и постряпать пельмени не умеет большинство жителей села.

Легче всего теперь пучить глаза в телевизор, попивая вышеуказанное масло, выпучив от натуги глаза. Спасибо китайцам, кормят, поят, одевают - хоть в дерьмо, но пока прикрыта. Иван Ильин, изгнанный из страны большевиками в двадцатые годы прошлого века писал: «России необходимы воля и талант. Их нельзя ничем заменить, ибо талант творит новое, а воля строит и держит народную жизнь». В том, что происходило и происходит в России, виноватые прежде всего мы сами. И пока мы этого не поймем, так и будем серой толпой, быдлом и дерьмом, от которого воротят нос и которым вытирают ноги.

Василий Еременко, с. Куреж

Свободный русский крестьянин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru


Справочник телефонов. Идринское

Такси телефон. Идринское вызвать

Идринское, расписание автобусов

Объявления на форуме Идраонлайн Ну и погода в Идринском - Поминутный прогноз погоды