Copyright 2017 - Идринское

Чтобы узнать, что такое песня, надо уметь ее слушать. Чтобы уметь ее слушать - надо самому быть певцом. А чтобы обладать тем и другим даром, надо непременно родиться в Украине или обязательно иметь генетическую связь с этим миром. Родиться там, где «... серебристая, зеркальная дорога без меры в длину и без конца в ширину, реет и вьется по земному миру». Так сказал Тарас Шевченко о Днепре.

Слушаем. Слушаем песню молодого украинского парубка, волей судьбы покинувшего свою Родину, в которой осталась его любовь, его «коханая», о которой он помнит:

Дэ покинув я дивчину.
Дэ покынув кари очи,
Повий витрэ у пив-ночи.
Повий витрэ тышком-нышком,
Над румяным билым лычком.
На тым лычком нахылыся,
Чи слыть мыла подывыся...»

Я знаю, что мой родной дед по материнской линии Иван Никифорович и пятеро его братьев приехали в начале века на курежскую землю. Старожилы утверждали, что они все были «певунами», т. е. обладали хорошими музыкальными данными. И поэтому любое застолье или посиделки, хороводные песни на опушке леса с играми или за околицей села редко обходились без них.

Украинка в народном костюме

А как хорошо пела моя мать Мария Ивановна Еременко. Я не помню ее страдающей от безделья и никогда не видел ее на скамейке, собирающей сплетни. Всегда что-то шила, кроила, вязала, колдовала с веретеном и прялкой и раз в год вместе с сестрами недели две трудилась за самобытным ткацким станком и при этом обязательно пела или пели вместе. Были и такие песни, после которых она вытирала слезу... Без преувеличения скажу, что и мне немножко досталось от родных людей в наследство. Любил и люблю песни, а старинные украинские обожаю. Петь начал рано, и песни-то какие: «Ридна маты моя, ты ночей ныдоспала», «Галю молодая». А вот шуточная:

«Як ишов я на досвиткы,
С тэмнэнькои ночи.
Сыдыть гуся пыд лисою,
Вытрышила очи.
Я на нэп гыля-гыля,
А вона прысила.
Як бы в мэнэ ны ломака,
Вона б мынэ сдила...» и т. д.

Особая заслуга в «раскрутке» меня как продолжателя семейной песенной традиции сестер - Нины и Лены. Где-то в начале учебы в школе перед матерью появились городские люди с предложением определить меня в музыкальную школу. Вспоминаю Ивана Андреевича Торжевского, который много уделял внимания школам в подготовке к смотрам художественной самодеятельности. И мы, как земляки, что называется «спелись». На фотографии курежской школы перед войной он в фуражке и с баяном. В то время музыкальным инструментом владела половина учащихся, а на балалайке играли почти все. Это я о том, что в частичке Украины в Сибири - Куреже - музыкальным даром обладал почти каждый.

А как пели наши отцы и матери, многочисленные родственники или просто соседи за праздничным столом, по причине долгожданных гостей или по случаю оказания помощи односельчанину в постройке дома, просторной бани, проводов в армию - была бы причина. Только-только сели за стол, еще путем не достигла места назначения выпитая чарка самогона,.а уже в мыслях каждого прокручивалась музыка и слова песни, с которой следовало бы начинать тот или иной обряд, сложившийся на протяжении веков. А еще если есть гармошка... Как тут не вспомнить еще одного замечательного поэта:

...Только взял боец трехрядку
Сразу видно - гармонист!
Для начала, для порядку,
Бросил пальцы сверху вниз.
И пошел, пошел работать,
Наступая и дразня.
И как выдумает что-то,
Что и высказать нельзя...

Ну, конечно же, это Твардовский.

Ряженая свадьба в Куреже

Степенно закусывали и поглядывали, оценивали как, кто и где сидит; где первые голоса; кто начнет; не кучно ли сидят мужики, цель которых подхватить, «поднять» песню в нужный момент — да так, чтоб мороз по коже, чуб дыбом, чтобы примолкли птицы в саду и стих ветер. А самое главное, чтобы три дня в деревне говорили: «Вон у Охрименковых...». То притихнет песня, то собирется с новой силой и новыми голосами забывших про курево мужиков, да и раскрасневшаяся хозяйка стоя, с чашкой холодца в руках, не удержится - склонит голову между кумой Матреной и свахой Ганной и споет, споет-таки хоть полкуплета:

«Чи слыть вона, чи збудылась,
Спытай ии с кым любылась.
С кым любылась и кохалась,
И любыты прысягалась.
А як мэнэ позабула,
И другого прыгорнула.
То развийся край в долыну,
Ны вырнусь я в Украину».

Что же это за Украина, что за благодатный край, давший миру массу красивейших и своеобразных песен, одев их в непередаваемый, национальный наряд неповторимого украинского фольклора! Многое видела на своем веку многострадальная Украина - родина моих предков. Многое можно сказать, но я коротко напомню. Была «черная хмара» - Польша, польские паны; за ней пришла «сивая хмара» - русские помещики; нескончаемые издевательства панов и их приспешников. И не оттуда ли идут, мягко сказать, отголоски непрекращающейся неприязни друг к другу определенной части населения. Хохлы и кацапы, последние впоследствии — москали. Не тогда ли зародилась поговорка в отместку за издевательства над хохлами: «Бог создал цапа, а черт кацапа», т. е. москаля. Кацап в переводе - козел. По этой же причине, возможно, и идет разделение родительских поминальных дней на понедельник и вторник...

К древнейшему периоду истории украинского фольклора относят обрядовую поэзию. В понятие украинской обрядовой поэзии входят: колядки и щедривки - величальные песни в канун Рождества и Нового года и сопровождающиеся иногда особыми действиями ряженых (хождение с «козой»); весенние песни делятся в свою очередь на гаивки (гай-ме), хороводные; царини писни (царина - околица села); песни русальные - обряды посвящены чествованию умерших предков и приурочены затем к «зеленым святкам» - троицыну дню; песни купальские - связанные с празднествами в честь Купалы. К данному циклу примыкают «обжиночни» или «зажнивни» (песни, сопровождающие жнива) и рабочие песни (работы на панщине или у богатого хозяина-кулака). К разряду «обрядовой поэзии» относятся и внекалендарного порядка песни, связанные с обычаями «крестин», «весилля» (свадьба) и «похорон».

Особое развитие в Украине получила свадебная обрядность. Свадебный обряд можно разделить на три акта: сватанья, заручины (обручение), весилля (собственно свадьба), из которых каждый в свою очередь распадается на ряд сцен, троекратно повторяющихся из действия в действие, все с большим развитием и с усложнением: сцены похищения невесты, отпор со стороны ее родных, примирение борющихся сторон, выкуп невесты у ее родни, символические действия (сжигание родителей жениха на костре и т. п.).

От глубокой древности идет и повествовательный фольклор — сказка, и ее разновидности: казка - фантастические рассказы; байки-сказки о животных; переказ-саги; рассказы об исторических лицах, местах и событиях; мити (мифы) — суеверные предания; новеллы — бытовые сказки; анекдоты или присказки; наконец - легенды-сказки, основанные на христианских верованиях. Общее число украинских сказочных сюжетов более двух тысяч.

А знаете почему украинские села утопают в вишневых садах? Наши предки, украинцы, встречали Новый год с цветущей вишней, которая росла в кадке. А весной вишню из кадки высаживали в теплую землю.

учащиеся Курежской школы

Многие еще помнят те, теперь уже давние, времена, когда фольклор и этнография поразительно отличались от той «народной» культуры, которую смотрят многие по своему телевизору сегодня. Не песни известных композиторов, которые у нас принято считать за народные, а настоящий этнографический материал. Собраны и записаны со слов старожилов, они должны жить. Важно не только пропеть слово, а прочувствовать их изнутри, прожить их, как проживали наши предки. А для этого традиции нужно знать. Скажем, провести целый обряд, который предшествует церковному венчанию, сватовство с песнями и прибаутками, свадебные обряды и другое. Это нельзя просто так изучить, им нужно жить. Чужому глазу он может показаться лишением смысла. Хорошо помню разговор двух женщин на своей свадьбе: «Как я до свадьбы думала: ну почему же невесты плачут перед выданьем, они же выходят за любимых! Но когда муж привез меня в свою деревню и перед свадьбой начали меня одевать и при этом петь жалобные песни про голубку в клетке, я неожиданно для себя самой расплакалась. Оказалось, что это такой неповторимый, такой острый момент, такой перелом в жизни...».

До нынешних времен в Европе, если немец или норвежец приходят на праздник в народном костюме, они могут рассказать о каждом стежке, о каждом вышитом крестике на своем наряде. И, конечно, они поведают историю своего рода и смогут пояснить, в чем смысл доставшегося им от родителей обряда... Мы же многое позабыли. Если еще что-то теплится, так это благодаря работникам культуры, учителям школы. А ведь некоторые из нас даже не замечают разницы между выходными днями и буднями, между днями постными и праздничными. На любой вечер у нас одна реакция - вернуться домой и уткнуться в телевизор. Даже самые светлые и добрые праздники у нас порой не наполняются смыслом. Сегодня фольклор не востребован. Сегодня телевидение и радио, кино и эстрада преподносят нам в виде образцов для подражания совершенно другое. О ком мы слышим и читаем каждый день? Об олигархе, купившем себе виллу под Ниццей; о банкире, исхитрившемся получить из бюджета миллиарды рублей, перевести их в доллары и переправить за границу; о силовиках, крышующих и обирающих бизнесменов; о гаишниках, терроризирующих водителей; о депутатах и чиновниках, озабоченных лишь приумножением своих льгот. И, конечно же, из всех щелей новой российской культуры лезут тараканы дешевой попсы.

Василий Еременко, с. Куреж (АП)
На фото: украинка в народном костюме;
"ряженая свадьба" пела и плясала;
учащиеся Курежской школы.
Фото из личного архива автора

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Почему могут спускать колеса авто смотрите тут kamael.com.ua
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru


Справочник телефонов. Идринское

Такси телефон. Идринское вызвать

Идринское, расписание автобусов

Объявления на форуме Идраонлайн Ну и погода в Идринском - Поминутный прогноз погоды