Copyright 2020 - Идринское

Согласитесь, у большинства людей слово «метеорит» ассоциируется с чем-то неверо­ятно далеким и неизвестным, а в свете последних американских кинолент еще и всмирнокатострофичным. Между тем именно вблизи наших мест 260 лет назад был обнаружен первый на Земле метеорит, который получил название «Палласово железо». Энтузиасты решили отметить круглую дату по особому - экспедицией к месту находки, организовал которую Станислав Чёпин. Он же и рассказал подробности этого путешествия…

История вопроса

В 1749 году на одной из сопок меж­ду правыми притоками Енисея, река­ми Убей и Сисим, была обнаружена загадочная глыба из чистого, белого, звонкого железа, имевшего структуру губки, отверстия которой были запол­нены очень твердыми, прочно сидев­шими в ней прозрачными желтоваты­ми «камешками». Глыба лежала совер­шенно открыто на одном из самых вы­соких мест горы вне всякой связи с ок­ружающими породами.

Метеорит был найден горным мастером И.Меттихом, вывезен местным жителем Я.Медведевым в деревню Медведево, доставлен в 1777 году в Петербургскую академию наук по инициативе Академика П.С.Палласа

Метеорит «Палласово железо» был найден первым в мире. В тот период об их существовании наука еще не знала, и только спустя шестьдесят лет было высказано предположение, что это космическое тело. С того времени и появилась наука метеоритика.

Начало коллекции внеземной минералогии Российской Академии наук было положено найденной у нас глыбой. Именно с нее начался музей, первым директором которого стал академик П.С.Паллас (1741-1811). Находясь в экспеди­ции в Красноярске, он случайно услышал про камень, кото­рый упал на гору с неба и имел вид «варёного железа». Инородцы почитали его как святыню. Метеорит был доставлен в Санкт-Петербург в 1777 г. и помещен в Кунсткамеру под названием «Медведеве железо неизвестного происхождения». Первоначально он весил 687 кг, позднее был распи­лен на 2 части, которые и экспонируются ныне на выставке Минералогического музея вместе с гипсовым муляжом це­лой глыбы.

В июле 1980 г. на вершине сопки «Метеоритная» вблизи утеса «Медведева» и в 400 м от места находки метеорита был установлен первый в мире художественный памятный знак метеориту, сооруженный по проекту красноярского скульптора Ю.П.Ишханова.

Палласово железо Участники экспедиции

Мы совершили невероятное! В какой-то момент даже думали все, стоп, пора возвращаться... Но начну с самого начала. Поскольку место падения метеорита находит­ся на территории Убейско-Салбинского заказника, в первую очередь согласовали маршрут экспедиции с инспекцией по особо охраняе­мым территориям Красноярского края. Ее начальник, Михаил Анд­реевич Алексейчук, тоже при­нял участие в нашей экспедиции. Другие участники путешествия - не менее увлеченные люди: Раян Сабирович Абрагимов, юрист кондитерской фабрики, Василий Михайлович Тропин, главный архитектор Идринского района, Виктор Андреевич Алексей­чук, управляющий базой отдыха "Дивная".

джиппер

.Болото

Палласово железо, легендарный ГАЗ-66

Предзимье выбрали не случай­но: летом здесь даже накомарни­ки не спасают: полно слепней, ово­дов и паутов, трава выше челове­ческого роста, а зимой - снега по грудь, тоже не проберешься. Хотя осень тоже оказалась капризной: дорога превратилась в маслянис­тую жижу... ГАЗ-66, специально выбранный в качестве транспорта участниками экспедиции как самый приспособленный к передвиже­нию в таких условиях, и тот то и дело буксовал... Что уж говорить про штурм 16-ти бродов?! Именно столько раз приходилось преодо­левать водные преграды по доро­ге от точки старта - базы отдыха "Дивная" до места падения метео­рита.

До избушки — зимовья охотников - мы добира­лись девять часов. При­ехали настолько устав­шие, как будто сами всю дорогу этот ГАЗ-66 толка­ли! Переночевали, а рано утром — снова в путь. Сно­ва через броды... На од­ном из бродов мы застря­ли. Машина погружалась в илистое дно все глуб­же и глубже. Вода уже на­чала заливать будку ма­шины. Мотор заглох...

alt=

alt=

alt=

Помощи ждать не от кого: сотовая связь в тайге не работает, а до бли­жайшего населенного пункта 40 километров! Уже подумывали бро­сать жребий - кому идти за тракто­ром, когда шофер вдруг завел машину, и она потихоньку, помалень­ку стала поддаваться нашим уси­лиям и, наконец, выехала на сухое место.

Палласово железо, низкий старт

Палласово железо, избушка охотников

Во второй избушке, которая на­ходится у подножия горы, мы не стали долго задерживаться. Сим­волический старт восхождения на гору - и в путь! До финиша еще три километра. Следующие 2,5 часа мы поднимались фактически верти­кально! Кстати, снег к тому време­ни уже на горе был... Специально остановились сфотографировать­ся возле аншлага, на котором зна­чится: 1,5 км до памятного знака, но улыбнуться для снимка силы на­шлись не у каждого. Поражаюсь, как в таких условиях, ограничива­ющих какую-либо технику, энтузи­асты смогли доставить на гору отлитый из чугуна па­мятник? Каждую деталь нужно было нести на ру­ках! А ведь еще песок, це­мент...

Красная смородина

Палласово железо, указатель

Как ни странно, но чем ближе к вершине, тем быстрее мы двигались! Дышалось легче, силы прибывали и прибывали. У нас словно второе дыха­ние открылось. И к памят­ному знаку - двухметровому чугунному диску, на котором изображены полет болида и упавший метеорит, мы вышли, уже практически придя в норму, делали несколько сним­ков на память и замолча­ли... Каждый почувство­вал, что прикоснулся к очень загадочному и древнему событию - согласитесь, неиз­вестно, откуда прилетел сюда ме­теорит, как и то, сколько миллиар­дов лет назад... Увы, побродить по сопке в поисках обломков метео­рита не удалось - мы хотели вер­нуться домой засветло, да и вряд ли мы что-либо отыскали бы под устлавшим вершину снегом...

У первого в мире художественного памятного знака метеориту

Палласово железо

Место находки метеорита (Палласово железо) – родоначальника метеоритики и академической коллекции метеоритов

Возвращаться было уже легче. Во-первых, вся дорога под горку, а во-вторых, грело ощущение, что нам сопутствовала удача. Действительно, мы нигде не застряли на­долго, нам не пришлось идти пеш­ком по бездорожью за 40 километ­ров за трактором, нам удалось за­вести машину, когда ее уже почти залило водой. И, наконец, только мы вернулись на базу отдыха, как повалил снег, который закрыл подступы к месту падения метео­рита до следующего лета! Так что чудом успели!

Записала Е. Вернер
Фото из архива экспедиции
Осень 2009 года

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru


Справочник телефонов. Идринское

Такси телефон. Идринское вызвать

Идринское, расписание автобусов

Идринский вестник - онлайн подписка