О районе
До прихода русских на территории Идринского района проживали татары. Они появились, по-видимому, ещё в XIV веке, когда Золотая Орда распалась на ханства. Да и названия рек и гор носят чисто тюркские названия - горы Тигей, Байтак; реки Хабык, Сыда, Аатар.
Заселение территории современного района началось еще в глубокой древности, о чём свидетельствует комплекс археологических памятников, расположенных в окрестностях сел Идринское, Большой Телек, Майское Утро, Куреж и Средняя Салба. Датируются они III тысячелетнем до н.э. - XII-XIII веками н.э.
В двух километрах восточнее села Большой Телек стоит стела Окуневской культуры (первая половина второго тысячелетия XIII века до н.э., эпохи ранней бронзы). которая является угловым камнем ограды Татарского кургана. Открыта она краеведом А. Д. Гринь. Личина стелы выделена на узкой грани, имеет яйцевидную форму. Показаны три глаза, поперечные полосы под глазами и ноздрями, «бычьи» рога. Сохранена нижняя часть отходящего вверх вертикального отростка. Все линии выполнены выбивкой с последующей прошлифовкой. Это всё, что осталось от некогда обитавших здесь кочевых племен, часть из которых успела заблаговременно бежать от нашествия орд Чингисхана и укрылась за Саянским камнем.
Как свидетельствуют археологические материалы, найденные во время раскопок, в древние времена здесь обитали кочевые племена смешанного европеоидно-монголоидного типа, занимавшиеся скотоводством. В Идринской библиотеке-музее имеются бронзовые и медные орудия войны и труда скифской культуры.
Но к приходу русских на территории современного Идрннского района в основном обитало племя койбалов, которое перекочевало из Минусинских степей в подтаёжные районы Восточного Саяна, привлечённое обилием пастбищ и чистой воды.
История заселения района русскими людьми берёт свое начало с села Идринского. По данным переписи населения 1926 года в сборнике по Минусинскому округу стоит дата - 1736 год, на чём основывается эта дата, не указано. Дореволюционный историк В.А.Ватин (документы Минусинской земской избы) указывает на деревню Идринскую, как на «вновь заведенную» на основе выписки из книги подушного сбора за вторую половину 1796 года. Там указано три фамилии: Спиридоновы, Гагаркины, Крапивины.
Красноярский историк Г.Ф.Быконя считает, что Крапивин между 1771-1779 годами переселился с сыновьями и внуками в деревню Идринскую. И первое документально достоверное известие о деревне Идринское встретилось в исповедной росписи прихожан Воскресенской церкви Абаканского ведомства Красноярского заказа за 1779 год. В подтверждение этой точки зрения говорят данные Центрального государственного архива древних актов Москвы. Таким образом, есть основание считать, что деревня Идринская основана в 1779 году. Всего в документах встречаются пять названий села: Идрйнская, Идренская. Идрниская, Идра, Идринское. В настоящее время употребляются два последних названия. Однако на основании свидетельств старожилов села принято считать годом основания Идринского - 1736 год.
Что касается первого поселения русских людей, то оно связано с Абаканским острогом, который был поставлен летом (в августе) 1707 года, по указу русского царя для закрепления южных границ государства и зашиты местного населения от набегов кочевников-маньчжуров. Подобные остроги повсеместно основывали казаки, гарнизоны которых содержались за счет государевой казны. Многие из казаков-годовальщиков отслужив службу и получив царское разрешение на поселение в здешних местах, решили остаться на этих привольных землях, изобиловавшими строевым лесом и землями, пригодными для пашни.
Зимой, когда лед прочно сковал реки, группа «служивых людей» поднялась вверх по реке Сыде. В их числе были Крапивин, Ошкуков, Терских, Любимов, братья Гордеевы, Спиридоновы, Гагаркины.
Пришельцев окружала не только суровая природа, но и племена, которые не могли иначе относиться к ним, как к завоевателям, притеснителям, обложивших их данью. Между тем русские сразу установили определенный размер дани, в основном шкурками соболя. А с тех, кто не мог промышлять зверя, взимали дань железом, топорами, орлиными перьями. Это был, говоря современным языком, цивилизованный подход к определению налогов. Поэтому постепенно местные жители проникались доверием к русским. Начали осваивать и некоторые прогрессивные хозяйственные методы и приёмы их работы, одновременно знакомя новых соседей и со своим богатым опытом выживания в суровых условиях, использования местных съестных ресурсов в критические моменты.
Предки койбалов говорили на самодийской группе енисейских языков, но к XIX веку перешли на тюркский (хакасский) язык. Постепенно они ассимилировались с русскими и вместе с ними образовали новый тип коренного сибиряка - чалдона.
Царское правительство всячески поддерживало первых поселенцев, поэтому ранней весной 1737 года из Красноярска в Идру было отправлено несколько невест, которые должны были, по обоюдному согласию, вступить в брак с казаками.
Наплыв переселенцев обусловил появление новых населенных пунктов Шалаболино, Пойлово. Шошино. Через три десятка лет от Идры проторили дороги к своим заимкам местные крестьяне на речку Хабык, на речку Телек и в другие места.
Заметное влияние на освоение Приенисейского края и, в частности, его южных территорий оказали реформы М. М. Сперанского, направленные на развитие Средней Сибири и использовании ее природных богатств. Еще до отмены крепостного права в 1861 году, крестьянам было разрешено переселяться на вольные сибирские земли с отсрочкой налогов и выдачей так называемых «подъемных» на обустройство на новых землях. В последней трети XVIII века население нынешнего Идринского района начало заметно расти за счёт переселенцев из западных губерний России. В окрестностях Идринского начинают возникать новые поселения: Большой Хабык, Малый Хабык, Большой Телек, Старые Кныши, Васильевка и другие. После крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева сюда ссылаются казаки и уральские мастеровые Жарковы, Михайловы, Симагины и другие, что ещё более увеличило приток русского населения.
Сохранились архивные данные посева озимых и яровых культур: 1884 год - озимые - 340, яровые - 9648; 1885 год (соответственно) - 782. 12114: 1886 год-594. 11646: 1887 год - 576, 14670. Снято урожая с указанной плошали (в четвертях): 1884 год- 1360, 23210; 1885 год - 1995. 32682; 1886 год - 3564. 34976; 1887 год - 4032. 50347.
Уже с 80-х годов XVIII века идринцы помимо земледелия, скотоводства и промыслов начали активно заниматься «ямщицкой ганьбой», уделяя немалое внимание перевозке производимых на территории грузов, в первую очередь продовольствия и изделий мануфактуры.
Новой вехой в истории развития территории стало образование Енисейской губернии в 1822 году. В 1823 году Идринское становится центром волости, вошедшей в Минусинский округ. Затем Идринская волость вошла в состав Абаканской (Краснотуранской) волости. В 1886 году была выведена из состава Абаканской волости.
В волостное правление входили: волостной голова, выборные староста и писарь. Функции волостного правления были аналогичны функциям сельских приказов: сбор налогов, ответственность за несение крестьянами государственных повинностей. Из среды государственных и удельных крестьян выбирались полицейские должностные лица по одному человеку на десять дворов. Для определения подушной подати проводились ревизии, которые впоследствии были названы «ревизскими сказками». Для решения всех важных вопросов собирался волостной сход. Он избирал волостной суд, членов волостного правления.
В 1889 году в Идринском было открыто двухклассное приходское сельское училище при церкви с пятью преподавателями и 200 учащимися. Имелись участковая лечебница с участковым доктором, кредитное товарищество, хлебный магазин, казенная винная лавка.
В 1914 году была воздвигнута Георгиевская Православная христианская церковь, построенная на деньги членов Православной христианской общины. Приход состоял из жителей села Идринского н деревень: Большая Идра, Большого и Малого Телека. Богослужение проходило во все воскресные и праздничные дни. Церковное строение было каменное с колокольнею из шести колоколов. Самый большой колокол весил 58 пудов 32 фунта (около тонны) и стоил 914 червонных рублей. Звон колоколов был слышен в Большом Хабыке. На крыше храма - 12 позолоченных крестов. Иконостас состоял из трёх ярусов с 24 иконами. При церкви была библиотека.
В советское время церковь была закрыта, в ней располагался склад. Простояв чуть больше 40 лет. в начале 60-х годов XX века церковь была разрушена. Старожилы села помнят, с каким трудом разрушали храм. Умели наши деды строить на века.
Большую роль в жизни села играла сходка или сборня - сельский сход. Здесь решались практически все вопросы, начиная от поскотины и заканчивая архитектурным обликом села. Вокруг Идры находилась изгородь, называемая поскотиной. У каждой семьи был свой участок, за которым она обязана была следить и чинить его, чтобы скот не вышел на посевы и не потравил их. В конце XIX века на сходке было принято решение иметь запас зерна на случай стихийного бедствия. Зерно хранилось в двухэтажном здании, которое находилось в районе современного стадиона. Запас хранили три года, затем обновляли. Здесь же на сходне решили, что делать с ворами. К ним применяли физические наказания, устраивали, по сути, самосуд. Но такая мера была действенна - воров не было. На сходке решали, куда селить вновь прибывших переселенцев, здесь же им отмерялся покос и пашня. Постоянных переделов покосов и пашни не было. Его могли увеличить или изменить только по просьбе самого хозяина и только решением сходни. В «мирском» сходне принимали участие только мужчины. Во главе общинного самоуправления выбирались сельский староста и писарь. Староста руководил собранием, а писарь вел протокол.
В 1897 году петербургская газета «Сибирь» в одной из заметок отмечала хорошую работу народной библиотеки в селе Идра Минусинского уезда. За этот год её посетило 107 человек, которым было выдано 1000 газет, книг и журналов.
В Сибири дворян было мало, но каким-то образом примерно в 1906 году появилась в Идринской волости семья дворянина Владимира Петровича Куроша. Статный, красивый дворянин носил охотничью шляпу с пером и мечтал вывести сорт многоколосной пшеницы. Когда он заходил в административное здание Идринской волости, уважая его социальный статус писарь громко требовал: «Встать!».
Владимир Петрович Курош — дворянин из Смоленской области, Красного городка, во время массовых беспорядков в 1902 году сгорела его усадьба и конюшня с лошадьми. Владимир Петрович с матерью и женой Лидией уезжает в Сибирь, Абаканское (ныне Краснотуранск), где планировал заняться овцеводством и не получилось. Вместе с семьей отправляется вверх по Сыде и остановился при устье Канзыба (место слияния с рекой Сыда, в 40 км от села Новотроицкое), Здесь он подружился с мальчиком Василием Никифоровым, которым стал незаменимым помощником на охоте. Нанял наемных рабочих и построил усадьбу. В 1922 году - умер, жена и дети уехали в сторону Минусинска.
История Идринского района, "Буква С"
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru