Copyright 2017 - Идринское

Сведения позволят читателю узнать о конкретном предмете народного быта, но и увидеть «вещь в культуре», понять образ жизни, восприятие мира русскими крестьянами или, по образному выражению Ю.М. Лотмана, «увидеть историю в зеркале быта». Исполнение этих традиций, правил и ритуалов давало преимущество в выживании, позволяло находиться в гармонии с природой, что представляло собой неразрывное единство и составляло целый мир для крестьянина.

Веник

Веник - ветки деревьев или стебли растений, связанные в пучок. Употреблялся для подметания пола, чистки одежды, для парения в бане. В русской деревне для веника использовались обычно ветки березы или дуба, листва которых при высушивании не осыпалась. Они заготавливались на всю зиму, хранились на чердаках, в предбанниках. Веником мели пол в избе и сенях каждый день в утренние часы. Заниматься этой работой вечером не полагалось. Вечернее время отводилось для спокойных домашних занятий: шитья, прядения, плетения лаптей. В русской деревне существовали определенные правила подметания пола. Мусор заметался от порога в угол. Крестьяне говорили: «Не мети избы к порогу: добро выметешь, мети от порога к углу: добро заметешь в избу». Девушки, собиравшиеся в длинные зимние вечера на беседы, мели избу, где они веселились, от порога к красному углу: «Мети от порога — заметай женихов». В некоторых случаях пол в избе заметать запрещалось. Это строго соблюдалось, если в доме был тяжело больной человек. Принято было считать, что вместе с сором можно «вымести» из дома и больного, т. е. ускорить его конец.

В банях вениками обычно парились, связывая процесс очищения с защитными свойствами веника, водой из настоя березовых листьев мыли голову. По обычаю веники начинали заготавливать на зиму со дня Аграфены Купальницы — с 23 июня (6 июля). Считали, что ко дню летнего солнцестояния дуб, береза «созрели» — их листва хорошо держится на ветвях и обладает особой силой, служащей на благо людям. Первый веник, собранный в день Аграфены Купальницы, включал в себя не только ветви березы и дуба, но и ветви плодовых деревьев, кустов, душистые травы. С ним полагалось сходить в баню в ночь на Ивана Купала, следующего за Аграфеной Купальницей. Попарившись «веником Аграфены», как его называли, человек получал бодрость, здоровье, а молодые женщины и мужчины — плодовитость. С помощью веника в Иванову ночь можно было узнать будущее. Брошенный на крышу бани, он показывал комлем (тупым концом) деревню, в которую девушка выйдет замуж, старикам и старухам указывал на продолжительность жизни.

Мифологическое сознание русского крестьянина наделяло веник особой магической силой. Вероятно, он ассоциировался у славян с представлением о древе жизни, обнимающим собой весь мир. Древо жизни являлось центром мира, регулировало соотношение жизни и смерти, воплощало плодородие живой природы. Веник, как часть древа, воплощал основные его свойства и качества. Именно поэтому веник — важный атрибут многих русских обрядов: родильных, свадебных, погребальных. В этих обрядах веник играл разную роль. Очень часто он выступал в качестве оберега. Так, например, веник, поставленный с молитвой в угол бани, должен был охранять женщину, там рожавшую, от нечистой силы. Невесту накануне венчания парили в бане веником, чтобы оградить от нечистой силы, способной ее испортить перед свадьбой. После погребения покойника около дома зажигали костер из веников и стружек гроба, ставили на него горшок с углями и прыгали через огонь, чтобы не бояться покойников.

Принято было считать, что если к венику относиться без должного уважения, то это может привести к несчастью. Беременной женщине запрещалось перешагивать через веник, становиться на него босыми ногами. В противном случае роды будут трудными, могут появиться болезни, особенно чесотка. Веником нельзя было бить человека, это могло привести его к безбрачию, бездетности, болезни, худобе. В то же время веник во многих обрядах осмыслялся как символ счастья. Так, по обычаю, после первой брачной ночи молодуха должна была в присутствии родственников мужа подмести пол, демонстрируя тем самым причастность ее к но¬вому для нее дому и новой родне. Веник, использовавшийся при этом, она передавала золовке «на счастье», чтобы та тоже вышла замуж.

Веник, по представлениям русских крестьян, был убежищем для домового, хранителя дома и банника, хранителя бани. При переезде в новый дом обязательно переносили и старый веник, под которым сидел домовой. Если старый веник выбросить, то вместе с ним можно выбросить и «хозяина дома» — домового. Банник же прятался в куче неошпаренных банных веников.

Голик

Голик - пучок прутьев, связанных веревкой, использовался для мытья полов в избах, подметания сеней, двора, для выбивания пыли из предметов домашнего обихода. В мифологических представлениях русского народа голик выступал как предмет, связанный с нечистой силой, колдовством. Так, по поверьям, голик, подброшенный в соседскую избу или огород, мог вызвать в семье ссору. Брошенный вслед свадебному поезду — внести раздор между женихом и невестой. Голик нельзя подбирать на улице, сжигать в печи — это могло вызвать бурю, вихрь, нашествие вшей, тараканов, мор кур, ссоры в деревне. Принято было считать, что голик — главный атрибут колду¬ньи. Она насылала с его помощью на людей несчастья, отнимала у коров молоко. Умирая, ведьма могла передать свою силу другому, отдав ему голик. В то же время голик мог оберегать от нечистой силы, злых духов в силу своих основных утилитарных функций — выметания, вычищения грязи, сора.

Метла

Метла - пучок связанных прутьев, насаженный на длинное древко. Метла использовалась для подметания на улице. В волшебных сказках, преданиях русского на¬рода метла является одним из самых выразительных атрибутов Бабы Яги, ведьмы, колдуньи. Баба Яга опирается на метлу в своих полетах по небу в ступе. Ведьма или колдунья может обернуться огненной метлой и влететь через трубу в избу.

В то же время метла играла роль оберега, предохраняющего от сглаза, порчи, болезней. Метла, поставленная у входа в дом, защищала, по поверьям, от злых сил. Такое двойственное представление о метле объяснялось, вероятно, ее основной функцией — наведением в избе чистоты. В мифологическом сознании русских крестьян метла, создавая чис¬тоту в доме, создавала чистоту и сакрального мира: изгоняла злые силы, нечисть и т. п. В то же время, соприкасаясь с грязью, мусором, она превращалась сама в орудие порчи, колдовства. Термин распространен повсеместно. Как было бы здорово, если мы живущие в 21 веке продолжали соблюдать это традиции и обряды, детей своих научили и внукам наказали.

Дверь

Дверь - деревянное полотно для закрытия входного про­ема в стене дома. Она всегда делалась одно­створчатой из двух-трех широких пластин де­рева, преимущественно дуба, отличавшегося большой прочностью. Пластины соединялись де­ревянными брусьями, набитыми поперек полот­на в верхней, средней и нижней его части. В богатых домах брусья заменялись жиковинами — металлическими планками. Их часто де­лали узорными из кованого железа.

Для уст­ройства дверей в проем вставлялась обойма — дверная колода. Она состояла из двух косяков — толстых тесаных дубовых плах, вставлявшихся вертикально в дверной проем. На каждом косяке делался продольный паз — углубление, в кото­рый входили шипы, вырезанные в бревне стены. Между косяками укреплялось верхнее бревно — вершняк, и нижнее бревно — порог. Дверное полотно соединялось с колодой по-разному. Ста­ринным способом дверь крепилась с помощью железных или деревянных шпеньков — пяток, вставлявшихся в гнезда или подпятники, вы­долбленные в верхнем и нижнем бревне дверной колоды. Двери могли соединяться с колодой также с помощью двух железных кованых шты­рей и двух втулок, сделанных из того же материала. Дверь могла также навешиваться и на железных петлях. Дверь, соединявшая сени и жилое помещение, открывалась всегда в сени. Это позволяло сделать теплую избу, горницу более просторными. Дверной проем в крестьян­ской избе был невысоким, около 140—150 см, но достаточно широким — около 100 см. Не­которые избы имели двери, приближавшиеся к квадрату. Невысокие дверные проемы дела­лись с чисто утилитарными целями — сохра­нить тепло в избе. Однако мифологическое со­знание представляло это как способ заставить человека склониться перед хозяевами при входе в дом. Дверь из сеней в избу не имела запоров. Деревенский этикет позволял постороннему че­ловеку войти в избу без стука в дверь. Его приход в избу обычно предварялся стуком в боковое окно дома или звяканьем щеколды на дверях крыльца.

В мифологических представлениях русского на­рода, возникших еще в дохристианскую пору, дверной проем осмыслялся как место соприк­асания внешнего мира и внутреннего простран­ства жилья. Принято было считать, что стены дома защищают человека, делают неуязвимым его самого, его семью, его род. Внешний же мир, расположенный вне пределов родного дома, рассматривался как мир враждебный: там, по поверьям, живут существа, готовые навредить человеку, посылающие на людей молнии, сне­гопады, бури, пожары. Выходя через двери из дома, человек лицом к лицу встречается с этой враждебной ему силой. Именно поэтому обычай требовал перед дальней дорогой присесть около двери на лавку, прочесть краткую молитву. После исполнения этих магических приемов, означавших прощание с домом и получение защиты в пути, человек отправлялся в дорогу. Если он возвращался в дом, забыв что-либо, то обязан был проделать весь ритуал сначала, так как в противном случае его ожидали неприят­ности в пути.

Считалось, что дверной проем мог быть исполь­зован нечистой силой для проникновения в дом.

В русских деревнях было известно множество приемов символического очищения дверей, дверных косяков, порогов. Наиболее распро­страненным был обычай в день Богоявления (Крещения) окроплять двери крещенской святой водой, рисовать на них углем или мелом кресты, выжигать освещенной в страстной четверг све­чой крест на притолоке дверей. С целью защиты от неведомой и нечистой силы на порог яла дверной косяк прибивались найденные случайно подкова, нож, обломок косы.

Порог

Порог - деревянное прямоугольное возвышение в ниж­ней части дверного проема между сенями и избой. Порог служил препятствием для проник­новения холодного воздуха из сеней в избу. Мифологическим сознанием народа порог ос­мыслялся как граница между двумя различными мирами: миром живущей в доме семьи и внеш­ним огромным миром.

Внешний мир восприни­мался как непонятное и враждебное людям пространство.

Мир семьи — как пространство, наполненное теплом, добротой, счастьем, ощу­щением единения и поддержки. Внутри дома складывались отношения особые, непохожие на отношения людей во внешнем мире. Люди иначе одевались, иначе говорили, иначе вели себя. Поэтому именно с порогом — границей между мирами — было связано много поверий, примет, обрядовых действий.

Так, например, при входе в чужой дом надо было обязательно остановиться у порога и про­честь краткую молитву. Отправляясь в дальнюю дорогу посидеть немного на лавке у порога, прочесть молитву — проститься с домом. Русские крестьяне говорили: «Без Бога — ни до порога», т. е., переходя из одной реальности в другую, человек должен попросить разрешения у своего защитника — Бога. Всем известен запрет здороваться через порог, подавать при прощании через порог руку, разговаривать друг с другом. Несоблюдение этих правил могло привести к плохим последствиям: гибели в пути, поломке саней и т. п.

С порогом связаны ритуальные действия родин, свадеб, похорон. Считалось, что если плаценту заложить под порог, то ребенок всегда будет стремиться к родному дому. Его связь с матерью и отцом будет неразрывной. С этой же целью ребенка кладут на порог сразу после его появления на свет или после крещения, возвратясь из церкви.

В свадебном ритуале жених и поезжане, приезжающие за невестой, должны перепрыгнуть через порог ее дома, не касаясь ногами. В то же время невеста, входя в дом родителей жениха после венчания, должна была обязательно не­много постоять на пороге. В первом случае порог осмыслялся как препятствие, через кото­рое надо перескочить, чтобы навсегда увезти девушку из дома. Во втором случае порог пре­ставляли как место приобщения девушки к новому дому.

В погребальной обрядности гроб с покойным при выносе из избы три раза ударялся о порог, что воспринималось сопровождающими погре­бальную процессию как прощание с домом уходящего из мира людей в «иной» мир.

Как было бы здорово, если мы живущие в 21 веке продолжали соблюдать это традиции и обряды, детей своих научили и внукам наказали.

Сантё

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru


Справочник телефонов. Идринское

Такси телефон. Идринское вызвать

Идринское, расписание автобусов

Объявления на форуме Идраонлайн Ну и погода в Идринском - Поминутный прогноз погоды