О районе
Сведения позволят читателю узнать о конкретном предмете народного быта, но и увидеть «вещь в культуре», понять образ жизни, восприятие мира русскими крестьянами или, по образному выражению Ю.М. Лотмана, «увидеть историю в зеркале быта». Исполнение этих традиций, правил и ритуалов давало преимущество в выживании, позволяло находиться в гармонии с природой, что представляло собой неразрывное единство и составляло целый мир для крестьянина.
Веник
Веник - ветки деревьев или стебли растений, связанные в пучок. Употреблялся для подметания пола, чистки одежды, для парения в бане. В русской деревне для веника использовались обычно ветки березы или дуба, листва которых при высушивании не осыпалась. Они заготавливались на всю зиму, хранились на чердаках, в предбанниках. Веником мели пол в избе и сенях каждый день в утренние часы. Заниматься этой работой вечером не полагалось. Вечернее время отводилось для спокойных домашних занятий: шитья, прядения, плетения лаптей. В русской деревне существовали определенные правила подметания пола. Мусор заметался от порога в угол. Крестьяне говорили: «Не мети избы к порогу: добро выметешь, мети от порога к углу: добро заметешь в избу». Девушки, собиравшиеся в длинные зимние вечера на беседы, мели избу, где они веселились, от порога к красному углу: «Мети от порога — заметай женихов». В некоторых случаях пол в избе заметать запрещалось. Это строго соблюдалось, если в доме был тяжело больной человек. Принято было считать, что вместе с сором можно «вымести» из дома и больного, т. е. ускорить его конец.
В банях вениками обычно парились, связывая процесс очищения с защитными свойствами веника, водой из настоя березовых листьев мыли голову. По обычаю веники начинали заготавливать на зиму со дня Аграфены Купальницы — с 23 июня (6 июля). Считали, что ко дню летнего солнцестояния дуб, береза «созрели» — их листва хорошо держится на ветвях и обладает особой силой, служащей на благо людям. Первый веник, собранный в день Аграфены Купальницы, включал в себя не только ветви березы и дуба, но и ветви плодовых деревьев, кустов, душистые травы. С ним полагалось сходить в баню в ночь на Ивана Купала, следующего за Аграфеной Купальницей. Попарившись «веником Аграфены», как его называли, человек получал бодрость, здоровье, а молодые женщины и мужчины — плодовитость. С помощью веника в Иванову ночь можно было узнать будущее. Брошенный на крышу бани, он показывал комлем (тупым концом) деревню, в которую девушка выйдет замуж, старикам и старухам указывал на продолжительность жизни.
Мифологическое сознание русского крестьянина наделяло веник особой магической силой. Вероятно, он ассоциировался у славян с представлением о древе жизни, обнимающим собой весь мир. Древо жизни являлось центром мира, регулировало соотношение жизни и смерти, воплощало плодородие живой природы. Веник, как часть древа, воплощал основные его свойства и качества. Именно поэтому веник — важный атрибут многих русских обрядов: родильных, свадебных, погребальных. В этих обрядах веник играл разную роль. Очень часто он выступал в качестве оберега. Так, например, веник, поставленный с молитвой в угол бани, должен был охранять женщину, там рожавшую, от нечистой силы. Невесту накануне венчания парили в бане веником, чтобы оградить от нечистой силы, способной ее испортить перед свадьбой. После погребения покойника около дома зажигали костер из веников и стружек гроба, ставили на него горшок с углями и прыгали через огонь, чтобы не бояться покойников.
Принято было считать, что если к венику относиться без должного уважения, то это может привести к несчастью. Беременной женщине запрещалось перешагивать через веник, становиться на него босыми ногами. В противном случае роды будут трудными, могут появиться болезни, особенно чесотка. Веником нельзя было бить человека, это могло привести его к безбрачию, бездетности, болезни, худобе. В то же время веник во многих обрядах осмыслялся как символ счастья. Так, по обычаю, после первой брачной ночи молодуха должна была в присутствии родственников мужа подмести пол, демонстрируя тем самым причастность ее к но¬вому для нее дому и новой родне. Веник, использовавшийся при этом, она передавала золовке «на счастье», чтобы та тоже вышла замуж.
Веник, по представлениям русских крестьян, был убежищем для домового, хранителя дома и банника, хранителя бани. При переезде в новый дом обязательно переносили и старый веник, под которым сидел домовой. Если старый веник выбросить, то вместе с ним можно выбросить и «хозяина дома» — домового. Банник же прятался в куче неошпаренных банных веников.
Голик
Голик - пучок прутьев, связанных веревкой, использовался для мытья полов в избах, подметания сеней, двора, для выбивания пыли из предметов домашнего обихода. В мифологических представлениях русского народа голик выступал как предмет, связанный с нечистой силой, колдовством. Так, по поверьям, голик, подброшенный в соседскую избу или огород, мог вызвать в семье ссору. Брошенный вслед свадебному поезду — внести раздор между женихом и невестой. Голик нельзя подбирать на улице, сжигать в печи — это могло вызвать бурю, вихрь, нашествие вшей, тараканов, мор кур, ссоры в деревне. Принято было считать, что голик — главный атрибут колду¬ньи. Она насылала с его помощью на людей несчастья, отнимала у коров молоко. Умирая, ведьма могла передать свою силу другому, отдав ему голик. В то же время голик мог оберегать от нечистой силы, злых духов в силу своих основных утилитарных функций — выметания, вычищения грязи, сора.
Метла
Метла - пучок связанных прутьев, насаженный на длинное древко. Метла использовалась для подметания на улице. В волшебных сказках, преданиях русского на¬рода метла является одним из самых выразительных атрибутов Бабы Яги, ведьмы, колдуньи. Баба Яга опирается на метлу в своих полетах по небу в ступе. Ведьма или колдунья может обернуться огненной метлой и влететь через трубу в избу.
В то же время метла играла роль оберега, предохраняющего от сглаза, порчи, болезней. Метла, поставленная у входа в дом, защищала, по поверьям, от злых сил. Такое двойственное представление о метле объяснялось, вероятно, ее основной функцией — наведением в избе чистоты. В мифологическом сознании русских крестьян метла, создавая чис¬тоту в доме, создавала чистоту и сакрального мира: изгоняла злые силы, нечисть и т. п. В то же время, соприкасаясь с грязью, мусором, она превращалась сама в орудие порчи, колдовства. Термин распространен повсеместно. Как было бы здорово, если мы живущие в 21 веке продолжали соблюдать это традиции и обряды, детей своих научили и внукам наказали.
Дверь
Дверь - деревянное полотно для закрытия входного проема в стене дома. Она всегда делалась одностворчатой из двух-трех широких пластин дерева, преимущественно дуба, отличавшегося большой прочностью. Пластины соединялись деревянными брусьями, набитыми поперек полотна в верхней, средней и нижней его части. В богатых домах брусья заменялись жиковинами — металлическими планками. Их часто делали узорными из кованого железа.
Для устройства дверей в проем вставлялась обойма — дверная колода. Она состояла из двух косяков — толстых тесаных дубовых плах, вставлявшихся вертикально в дверной проем. На каждом косяке делался продольный паз — углубление, в который входили шипы, вырезанные в бревне стены. Между косяками укреплялось верхнее бревно — вершняк, и нижнее бревно — порог. Дверное полотно соединялось с колодой по-разному. Старинным способом дверь крепилась с помощью железных или деревянных шпеньков — пяток, вставлявшихся в гнезда или подпятники, выдолбленные в верхнем и нижнем бревне дверной колоды. Двери могли соединяться с колодой также с помощью двух железных кованых штырей и двух втулок, сделанных из того же материала. Дверь могла также навешиваться и на железных петлях. Дверь, соединявшая сени и жилое помещение, открывалась всегда в сени. Это позволяло сделать теплую избу, горницу более просторными. Дверной проем в крестьянской избе был невысоким, около 140—150 см, но достаточно широким — около 100 см. Некоторые избы имели двери, приближавшиеся к квадрату. Невысокие дверные проемы делались с чисто утилитарными целями — сохранить тепло в избе. Однако мифологическое сознание представляло это как способ заставить человека склониться перед хозяевами при входе в дом. Дверь из сеней в избу не имела запоров. Деревенский этикет позволял постороннему человеку войти в избу без стука в дверь. Его приход в избу обычно предварялся стуком в боковое окно дома или звяканьем щеколды на дверях крыльца.
В мифологических представлениях русского народа, возникших еще в дохристианскую пору, дверной проем осмыслялся как место соприкасания внешнего мира и внутреннего пространства жилья. Принято было считать, что стены дома защищают человека, делают неуязвимым его самого, его семью, его род. Внешний же мир, расположенный вне пределов родного дома, рассматривался как мир враждебный: там, по поверьям, живут существа, готовые навредить человеку, посылающие на людей молнии, снегопады, бури, пожары. Выходя через двери из дома, человек лицом к лицу встречается с этой враждебной ему силой. Именно поэтому обычай требовал перед дальней дорогой присесть около двери на лавку, прочесть краткую молитву. После исполнения этих магических приемов, означавших прощание с домом и получение защиты в пути, человек отправлялся в дорогу. Если он возвращался в дом, забыв что-либо, то обязан был проделать весь ритуал сначала, так как в противном случае его ожидали неприятности в пути.
Считалось, что дверной проем мог быть использован нечистой силой для проникновения в дом.
В русских деревнях было известно множество приемов символического очищения дверей, дверных косяков, порогов. Наиболее распространенным был обычай в день Богоявления (Крещения) окроплять двери крещенской святой водой, рисовать на них углем или мелом кресты, выжигать освещенной в страстной четверг свечой крест на притолоке дверей. С целью защиты от неведомой и нечистой силы на порог яла дверной косяк прибивались найденные случайно подкова, нож, обломок косы.
Порог
Порог - деревянное прямоугольное возвышение в нижней части дверного проема между сенями и избой. Порог служил препятствием для проникновения холодного воздуха из сеней в избу. Мифологическим сознанием народа порог осмыслялся как граница между двумя различными мирами: миром живущей в доме семьи и внешним огромным миром.
Внешний мир воспринимался как непонятное и враждебное людям пространство.
Мир семьи — как пространство, наполненное теплом, добротой, счастьем, ощущением единения и поддержки. Внутри дома складывались отношения особые, непохожие на отношения людей во внешнем мире. Люди иначе одевались, иначе говорили, иначе вели себя. Поэтому именно с порогом — границей между мирами — было связано много поверий, примет, обрядовых действий.
Так, например, при входе в чужой дом надо было обязательно остановиться у порога и прочесть краткую молитву. Отправляясь в дальнюю дорогу посидеть немного на лавке у порога, прочесть молитву — проститься с домом. Русские крестьяне говорили: «Без Бога — ни до порога», т. е., переходя из одной реальности в другую, человек должен попросить разрешения у своего защитника — Бога. Всем известен запрет здороваться через порог, подавать при прощании через порог руку, разговаривать друг с другом. Несоблюдение этих правил могло привести к плохим последствиям: гибели в пути, поломке саней и т. п.
С порогом связаны ритуальные действия родин, свадеб, похорон. Считалось, что если плаценту заложить под порог, то ребенок всегда будет стремиться к родному дому. Его связь с матерью и отцом будет неразрывной. С этой же целью ребенка кладут на порог сразу после его появления на свет или после крещения, возвратясь из церкви.
В свадебном ритуале жених и поезжане, приезжающие за невестой, должны перепрыгнуть через порог ее дома, не касаясь ногами. В то же время невеста, входя в дом родителей жениха после венчания, должна была обязательно немного постоять на пороге. В первом случае порог осмыслялся как препятствие, через которое надо перескочить, чтобы навсегда увезти девушку из дома. Во втором случае порог преставляли как место приобщения девушки к новому дому.
В погребальной обрядности гроб с покойным при выносе из избы три раза ударялся о порог, что воспринималось сопровождающими погребальную процессию как прощание с домом уходящего из мира людей в «иной» мир.
Как было бы здорово, если мы живущие в 21 веке продолжали соблюдать это традиции и обряды, детей своих научили и внукам наказали.
Сантё
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/