Copyright 2017 - Идринское
О старинном храме в селе Новоберезовка и о его нео­быкновенном настоятеле - отце Александре я слыша­ла достаточно давно. Побы­вавшие там говорили, что батюшка - старец, прозор­ливец, к нему ездят испове­доваться и священники, даже издалека.

Березовое чудо

Вековые, со своей природной историей, удивительной красоты и мощи березы благословляли дорогу в старинное же село с уди­вительно точным названием. На небольшой горушке деревья чуточку отступали, более ста лет назад приготовив место уже ру­котворному чуду - красиво-лаконичному в правоте своей право­славной архитектуры деревянно­му храму. Видному, как и положено, издалека - и постепенно являющему лицо свое ждущему взгляду.

К сожалению, а точнее к печа­ли, на "лице" этом проступили все "морщины", вся история нелегких прожитых лет. Здание срочно нуждалось если уж не в капи­тальной реставрации, то в осно­вательной покраске непременно. Откуда у нищего прихода такие средства? Служители церкви Любовь и Александр Мельнико­вы повздыхали: мол, "чины" вся­кие приезжают, бизнесмены, а вот денег дать... Уезжали мы с твер­дым желанием помочь, хотя бы отчасти эфемерным словом печатным.

Собор Архангела Михаила, с.Новоберезовка

Собор Архангела Михаила, с.Новоберезовка

Вновь окунуться в сень новоберезовских берез довелось лишь через месяц. Праздник Успения Пресвятой Богородицы обернулся сюрпризом: красота-церковь на горушке прямо-таки сияла новой краской! Бригада строителей из Идринского упра­вилась меньше чем за месяц, работали весь световой день. Ана­толий Полещук (бригадир), Алек­сандр Резинкин, Александр Бердюгин, Василий Пальшин - люди верующие: как образно выразил­ся один из них: "От фонаря на такие работы не возьмут". С бла­гословения отца Александра.

- Наш батюшка - самый лучший на свете, - говорит строитель Саша. Сколько ездил (а сам я из Красноярска), таких не встречал. Ни тени гордыни, голоса не по­высит. Сам видит, если плохо че­ловеку, и обязательно поможет. И еще: когда о нем говоришь - мороз по коже.

Это мы почувствовали и на себе... "Вот так всегда", - резю­мирует Саша. С благословения настоятеля ребята строят в Новоберезовке дом для паломников, которых с каждым годом все больше. Еще кипучее деятель­ность - в райцентре Идринское, где в поднятом буквально из развалин храме уже служит отец Александр. Но в планах - коло­кольня, трапезная, поднятие стен под будущий купол (участвова­ли в проектах новосибирские ар­хитекторы). Наши собеседники не сомневаются, что Бог управит и с этим (ведь нашлись же спонсоры для покраски церкви в Новоберезовке, в том числе и кто-то из абаканских предпринимателей).

И к слову. Не раз и не два до­водилось слышать: жертвуют, мол, на церкви, деньги тратят, хотя народ бедствует, детям бы отдали и так далее. "Отдавать детям", безусловно, надо. Но возводя храмы,«мы и отдаем им! Не сиюминутным пирожком (хотя и он нужен). Среди прочих резонов и такой: должна быть у человека красота... ничья. Моя, твоя, каж­дого из нас: красота и ценность общая, без посягательств эгоиз­ма и жажды личной собственнос­ти - соборная. И если дать труд подумать, то каждый поймет: это путь воспитания внутренне сво­бодного человека, без "привя­зок" - путь любви, а значит, путь к Богу в душе своей.

Собор Архангела Михаила, с.Новоберезовка

 

Миром управляет Бог

Отец АЛЕКСАНДР (Суматохин) знал твердо:

-  Новоберезовский храм надо сохранить.  Как и построить идринский, здесь огромный объем работ. Да, тяжело, община-то ма­ленькая... Но Господь сам управит, вы понимаете?

-  Но как-то сроки рассчиты­ваете?

-  Да нашей жизни не хватит! Вот моя молодежь - бабушки по 70-80 лет. Но не в этом дело: чело­век по природе своей всегда мо­лод. Моя "молодежь", эти люди, чем живут? Не собой живут, не замыка­ются в себе. Я, мы все хотим что-то оставить после себя; главное, решиться пойти по этому пути.

Посмотрите, какая в той же Новоберезовке красота! Просто мы ее не замечаем. Наша жизнь, наши храмы должны быть со­звучны этой природной, боже­ственной красоте. У нас в районе было двадцать храмов. И все раз­рушено; надо, хотя бы что оста­лось, сохранить для внуков, правнуков, сохранить наше ис­тинное наследие - духовное бо­гатство. Ведь далеко не все руб­лем ценится.

-  Пока сохранялась в людях вера, сохранялись пусть и ма­лочисленные храмы?

-  Без веры все было бы разру­шено "до основанья". Чем дер­жимся? Верой. (Материального-то у нас ничего  нет).  Вот нынче страшная трагедия произошла. Человек с крыши упал, когда новоберезовскую церковь красил. Сломал два позвонка.  (После службы опять  пойду  к  нему  в больницу). Позвоночник сломан­ный - что это такое? Анатолий, говорю ему, ты можешь на меня или еще на кого-то обижаться. Но не теряй веры, потому что в тебя, в твой огород будут лететь раз­ные камни...

-  За веру?

-  Вот именно. Какие камни? Ах, ты верующий и "твой" же Бог тебе "добавил", с твоей же церкви ты упал.

-  Большое искушение по­думать так.

- Большое испытание! Анатолий - человек глубокой веры, благо­даря ему храм покрашен. Я ему в свое время сказал, что красить не могу. В финансовом плане - по­тому что надо сохранить какие-то копейки для главной церков­ной жизни, физически не могу -сам попал на операцию. Так эти люди что сделали? Сами, своими силами, где-то у кого-то что-то по­просили... И посмотрите сегодня: это такая жемчужинка, красави­ца - царица стоит! Среди пусты­ни разрушенной цветущий оазис. Делать такое - значит, людям на­дежду дарить - а это много!

Конечно, трагедия Анатолия - это оплошность, им самим же со­зданная, но не случайная. Боль­шой вере - большие же испытания. Поэтому (чтобы он обо всем хорошенько подумал) я его на­страиваю на самое плохое. Гово­рю, давай так: у тебя все, что ниже пояса, не работает, ты ин­валид навечно. Но знай: Бог, которому мы служим, способен именно тебя восстановить, не кого-то (не ищи примеров), а именно тебя в первоначаль­ное состояние. Меня (смотри­те, кому какое определение подходит) - ненормального, беззубого, лысого... именно меня. Так вот, как бы ни случилось дальше, не потеряй веру. Это же действительное чудо Божие: вон откуда свалился! А уже и надежда есть.

- А ведь вы, отец Александр, точно знаете, что он встанет!

-  Обязательно (смеется). Мы каждый день молимся.   Если я "плохо" переживу, если в плохих обстоятельствах не сломаюсь, то уж в хороших-то...

- А психологи, допустим, со­ветуют мыслить только пози­тивно: коротко говоря, хоро­шая мысль "притягивает" хо­рошие же обстоятельства.

-  Не все так просто. Объясню образно. Все совершается через Бога. Самая главная позитивная мысль, которая "притянет" все остальные (она же - цель): Бог есть любовь. Бог есть жизнь. Бог, который не может умереть, то есть перестать быть. Мы цели-то, ко­нечные (радостные) цели, знаем - мы туда и идем!

Но как идем? Чтобы одолеть гору, на эту гору надо идти; а что­бы взойти, следует сказать себе: дорогой ты мой, ты можешь отту­да сорваться, ты можешь себя по­ранить. Победа-то даром не да­ется. Путь духовного совершен­ства (а Царство Небесное не есть яства и питие, а правда, воздер­жание и святость) - прежде все­го труд.

Или. Вот давайте, я вам сейчас просто так "пятерку" поставлю? По какому-нибудь предмету? Ка­кое чувство у вас будет, когда вы выйдете от преподавателя? Почувствуете себя вором, так? Я украла эту оценку, обманула эк­заменатора. А вот когда препо­даватель мучает вопросами - и на все эти вопросы ответишь? С до­стоинством распахиваешь дверь, счастлива - победа! Есть такая поговорка: не было бы искуше­ний, никто бы не спасся.

Господь не потому посылает ис­пытания, что он злодей. Не пото­му, что сверху посмотрел: ах, вы хорошо там живете, на самолетах летаете... вот вам посты и все про­чее... Без воли Божией ничего не случается. Но почему случается негатив? Да потому, что Бог хо­чет нас вырастить до сыновей своих. И что такое крест? Знак воина. Чтобы мы не сломались, чтобы мы работали, воевали. С кем? С нечестьем, с безобра­зием (без образа).

-  Действительно ли надо иметь постоянное ощущение своей греховности?

-  Здесь надо правильно поста­вить себя во внутреннем мироо­щущении. Ни в коем случае не впадать в уныние,  ибо уныние грех. А вот постоянное ощущение своего несовершенства - да.

-  Двигатель прогресса?

-  Обязательно.  Представьте, человек себе скажет: я умен, об­разован, я несколько институтов окончил, да и остановится на этом. Будет ли дальше развивать­ся такой человек? А когда гово­ришь себе: я ничего не знаю, я несовершенен (то есть грешен) - это как раз дает направление развитию, учебе, работе над со­бой. Почему пали ангелы? Ведь Бог, Творец всего, сказал им: не засматривайтесь на себя, не стойте на достигнутом уровне, сколь   бы   сильны   и   могуще­ственны  вы ни  были.  Эгоизм - все, тормоз!

А ведь и у ангелов, и у людей есть куда идти, и на этом пути ра­бота бесконечна и безгранична. Для чего Бог создал человека? Чтобы он развивался как лич­ность, чтобы, громко сказано, человек стал Богом. (Конечно, тварь Богом не будет, в каком-то смысле мы ограничены, но и в этом случае развитию пределов нет). Есть главное - направление.

- А вот, к примеру, техничес­кую цивилизацию сегодня многие,простите, кроют в хвост и гриву.

-  Давайте пахать на лошадях, перестанем летать в космос, стро­ить корабли, разобьем компьюте­ры... Тут же тормоз развитию. По­лучается даже не остановка на месте, а варварское разрушение достигнутого в трудах. Человек создан творцом - по образу и по­добию Божьему. Свои техничес­кие достижения (как и любые другие) мы должны передать по­томкам, чтобы они уже на наших "плечах" дальше шагали. Если бу­дут стоять на плечах гигантов, то и смотреть будут дальше (во всех смыслах).  Свечу зажигают  на подсвечнике, на высоком месте, чтобы она освещала все, а не куда-то прячут ее.

Господь, Церковь указывают, куда идти. И на кресте правая сторона: идите по правую сторо­ну в политике, в жизни, в духов­ном образе. Почему нынешние (и не только) политики заблуди­лись? Мы должны правильно (вправо) поступать.

-  И ориентироваться надо...

-  У нас внутри есть друг - "прогивник" - совесть. Она тебя уко­ряет, она постоянно говорит, пра­вильно ты поступил или нет. Если ты заглушишь свою совесть и ста­нешь бессовестным, беззаконным -  не Бог тебя будет судить. А там, на том свете (здесь-то спрятать­ся можно, обмануть себя и дру­гих), собственная совесть заму­чает:  почему я сделал  погано, почему не успел, не построил, по­чему не оставил доброе, почему свое имя обесславил...

Если здесь, на земле, живем с Богом, то и не боимся ничего. Бог научил не бояться смерти. Не бой­тесь убивающих тело. Если трус -  иди, кайся, в церкви есть ле­карство от этого. Будем стоять в вере - будем непобедимы. (Что случается, когда от веры отвора­чиваются, прекрасно видно на примере нашего государства). Наши предки две тысячи лет на­зад не были глупыми или безум­ными - они нам дали правильную веру. Помните: "Русь святая, хра­ни веру православную, в ней же тебе утверждение". Все это испы­тано, со всех сторон. Церковь ответила (не я, не я, я могу заб­луждаться) на всякий вопрос. А вопросов за две тысячи лет была масса, многие повторяются даже сегодня. И отвечено, и наперед отвечено.

-  Отец Александр, как вы пришли к вере?

- Я и не приходил, я всегда был в вере. У нас род православный... Когда человек говорит - я  не верю, это неправда. Себе не лги, себя не обманывай. Нет людей неверующих, потому что в этой жизни каждый должен ответить на главный вопрос: кто я есть на самом деле. А это и ответ на воп­рос - есть Бог или нет. Подумай­те: это так и не иначе.

Правильная вера дает такую громадную силу - силу непобе­димую. Я это испытал на себе, оч­нувшись в реанимации: на том я свете или еще на этом... (К сло­ву: перед операцией меня попро­сили снять крест. Я им: "Ни-ког-да! Или повернусь и уйду"). Так вот, человеку беспомощному очень хочется, чтобы отнеслись с пониманием, чтобы не унизили, когда будут убирать за ним. И я почувствовал эту любовь людей! Вот таким качеством любви мож­но горы свернуть, любую про­блему решить. Почему? Бог есть любовь. Милосердие: милость окажи. Это был определенный урок: и я учусь оказывать лю­бовь людям.

- В детстве отдавали себе отчет: мол, вера у меня, или только что-то чувствовали?

-  Был такой случай. Просто при­мер приведу, как это - чувство­вать, не чувствовать... (Если что-то знаешь, это не надо доказы­вать;  просто не помню, чтобы я жил без веры.  Это дар  Божий). Так вот, однажды мы с братиш­кой  поссорились и даже подра­лись. Отец решил наказать меня как старшего. Я же помолился в эту секунду, чувствуя свою пра­воту, сказал: "Господи, помоги!" И так получилось, что у отца рука словно бы отсохла или онемела... Он лет через двадцать вспомнил это: "Я не мог ударить! Уставил­ся на меня вот этими миленькими своими  глазоньками,  ну  как я могу наказать?" Я взглядом оста­новил движение рук отца, Божией  милостью остановил...  Отец должен  наказывать.   Наказ да­вать. Но когда? Когда любит. Это везде, всюду, чего ни коснись - любовь.

- Вы в Мензоте родились?

-  И родился в Мензоте, и живу сейчас в доме, в котором родил­ся.  Не меняю ту обстановку, тот интерьер.  Не хрусталь, не лжи­вое золото ценны, а память. Веч­ность ценна и вещи, любовью на­питанные,  согретые общением, уютом. Я сижу на том же стуле, за тем же столом, где мы всей семьей собирались. И надеждою этой живу, что мы когда-нибудь будем вместе.

В то же время жизнь не зами­рает в какой-то точке. Сейчас у нас есть компьютеры, Интернет. Пожалуйста, учись, пользуйся. Я и прихожанам своим говорю: нет времени для образования? Не теряй секунд. Чистишь картошку - ну так включи хоть радио. Заб­лудился в вопросах? Приди в церковь, расскажи.

- У вас, батюшка, минуточки нет свободной. Все идут с беда­ми, рассказами, за советом...

- Я не Господь Бог. Если люди идут ко мне, это беда большая. Люди должны идти к Богу, а не ко мне. А я иду к людям! Учусь у них.

- Слышала, к вам, издалека даже, ездят исповедоваться священники?

-  Так вопрос ставить не надо. Получается, кто-то лучше, кто-то хуже... К нам действительно при­езжают священники: храм старин­ный, намоленный. Я и говорю при случае батюшке: "У тебя есть не­сколько минут? Исповедай меня, батюшка, ты в городе живешь, а я в глуши".  Не меня просят, а я прошу.  Но если  просят меня  - тоже не отказываю.

- Бывает же, что какой-то священник, допустим, для какого-то конкретного челове­ка не авторитет. Как вы смот­рите на такую ситуацию ?

-  Бывает.  Человеческий фак­тор никуда не денешь. Человек имеет право на ошибку, а священник тоже человек. Иди к дру­гому. Бог дал нам дар свободы, право  выбора.   Случалось  мне говорить: ты (к примеру), Васи­лий, мое мнение знаешь, но по­чему-то не веришь (не исправляешься), сходи к другому батюш­ке.   Просто  испытай,  убедись, правду я сказал или  неправду. И к третьему сходи.

В обычной жизни: когда не зна­ешь, как в Москву доехать или улицу в большом городе найти - спроси у нескольких; совпало ли? А духовная жизнь еще более сложна, чем мирская. Спраши­вать и переспрашивать. Та вера, которая не дает тебе ответа, лож­ная вера. Я убедился на опыте. Без православия я никуда и буду православным до конца.

Священники в вашем роду были?

-  Род, повторю, православный. Но практически у всех образова­ние светское.  Было такое в родове, один в монашество просил­ся. Но есть ли на это воля Божия... Удивительный момент, что я стал священником. Я сам об этом  не думал, не дерзнул.

- Какое-то событие сыграло роль?

-  На это служение сам Бог из­бирает.

- Иногда и принуждает?

-   Священство - это  высота. А я, как видите, не высокий (сме­ется). Мне еще тянуться и тянуть­ся. Я священником себя не счи­таю, порой думаю - взять меня да выгнать. Просто несу послу­шание.

- Первый раз такое слышу.

- Это жребий. Дали ношу - бери и неси. Смиряйся. Бог знает твою немощь. Я испытал сельский тя­желый труд,  воинский,  но свя­щенником быть тяжелее. Я видел, как порой священники плачут...

- А ведь было-таки событие?

-  Я на нем не зацикливаюсь. Но расскажу. Накануне рукоположе­ния вижу сон. Отвечаю я на воп­росы  исповедника,  причем ком­нату четко вижу, интерьер. Утром иду в церковь. (Архиерей руко­полагает). Суматоха, как в армии. Исповедник, тот самый, которого я видел во сне, предлагает мне уеди­ниться и заводит в ту же комнату и задает те же вопросы! (Я его не знал, он меня тоже). Просто Господь сказал: не бойся, я знаю, что ты дубина, что ты ничего не знаешь. Но Я с тобой - иди и служи!

Мир управляемый! Не волею ка­кого-то случая, а Богом. На оп­ределенном моменте - человечес­ким разумом, ангельским, архан­гельским - но Богом! Без его воли ни один волосок не упадет с го­ловы человеческой. Так чего же нам бояться? Ни смерти, ни аме­риканских ракет...

- Ни грузин...

-  Грузинский народ в этом конфликте ни при чем. Определен­ные силы пытаются столкнуть два братских православных народа. Мы хотим мира, и именно поэтому надо остановить зло. И тогда при­ходится брать в руки дубину. Но когда идешь на бой, нужно что­бы в сердце у тебя была жалость: ты же человека убиваешь. Ты не должен потерять звание воина Христова. Не садистом быть, ко­торый убивает, а потом уши отре­зает. Нет! Ты должен лишь оста­новить беззаконие.

Третья сторона старается еще здоровые силы, еще здоровый разум погубить. На молитве мир держится. Значит, и молитву нашу им хочется сделать нечис­той - вложить туда чувство эгоизма, национального эгоизма, вот что делается. Надо читать Еван­гелие, в Евангелии все сказано: если ты неправильно делаешь, Бог не с тобой. Я рад за свою страну: ведь выбор однозначен - защитить жертв агрессии. Все дело в целях. И еще - кто про­лил кровь, оттого отвернулся Бог.

- Спасибо, отец Александр, за беседу. И хотелось бы по­просить: можно съездить в подтаежный >Мензот - сфотографировать дом, который вам так дорог?

- Почему нельзя посмотреть Мензот? Все можно. Грешить нельзя.

Беседовала Татьяна ПОТАПОВА.

Собор Архангела Михаила, с.Новоберезовка

Собор Архангела Михаила, с.Новоберезовка

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Почему могут спускать колеса авто смотрите тут kamael.com.ua
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru


Справочник телефонов. Идринское

Такси телефон. Идринское вызвать

Идринское, расписание автобусов

Объявления на форуме Идраонлайн Ну и погода в Идринском - Поминутный прогноз погоды