Copyright 2017 - Идринское

Вся его жизнь связана с системой образования. В настоящее время он не ведет уроков, у него другая специфика. Итак, сегодняшний наш гость - Анатолий Никитенко.

- Анатолий Георгиевич, как вы стали учителем?

- Пришло время выбирать профессию, а выбор был небольшой. Институтов тогда и не знали: были сельхоз, пед- и мединституты. Для работы в медицине нужно призвание. Школа же каждому знакома, каждый по крайней мере восемь лет в ней учился. По большому счету, чем отличается учитель от ученика? А чем отличаются взрослые от детей? Те же дети, только старше. Также и учителя с учениками. Сейчас, кстати, все: учителя, школьники, родители - это участники образовательного процесса. Если раньше между словами учитель - ученик ставили тире, то теперь - стрелочки в обе стороны. Это означает, что между ними должно быть содружество.

Выбор остановился на Абаканском пединституте. Мне всегда нравились такие предметы как история, философия. И решил поступать на исторический факультет. Пришел документы сдавать, выяснилось, что на исторический нет набора - факультет закрыли. Комната небольшая, сидят приемные комиссии других факультетов, наперебой к себе приглашают. В том числе иностранные языки. А перед этим я в «Роман-газете» прочитал произведение «Щит и меч» о разведчике, который блестяще знал немецкий язык. Кстати вспомнились слова кого-то из великих: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Тогда и подумал: «Почему бы и нет?». Подал документы на немецко-английское отделение.

Система зачисления была такая, что выпускникам сельских и городских школ устанавливали разный проходной балл. Я набрал необходимые оценки и меня зачислили студентом. Это еще один нюанс. Набирали студентов и кандидатов. В течение года все равно кто-нибудь отсеивался, и на это место зачисляли кандидата. Повторюсь, меня зачислили сразу студентом.

По окончанию института, если человек самостоятельно не находил место работы, давали распределение. Так вот я попал в Идринское и до сих пор здесь работаю.

- Почему вы выбрали сельскую школу? Разве не хотелось жить в городе?

- Первая моя практика проходила в Абакане в школе, подведомственной железнодорожникам. Она была гораздо лучше, чем многие городские. Что и говорить, условия ни в какое сравнение с сельской не идут. Учителей и в городе не хватало, многие стремились остаться, потому что даже в общежитии бытовая обстановка выигрывала перед житьем в неблагоустроенном деревенском доме.

Однако я понимал, что в городе и горожан хватает. Допустим, рабочее место предоставят, а где жить? Квартиру когда дождешься? Кооперативов не было, да и жилье долго строили. Кто меня здесь ждал?

На практику мы с одногруппником попали в село Каптырево Шушенского района. Часов было много, нам предложили остаться. Тоже вроде неплохая перспектива: совхоз-миллионер, базовое хозяйство, взял шефство над школой, поэтому проблемы решались быстро. Только я подумал: останешься - институт не закончишь, так как нагрузка велика. В общем, отказался.

К тому же я родом из села. Мы жили в Краснотуранском районе. Тогда еще не было ни Лебяжьего, ни Восточного. Где сейчас Восточное, стояли две деревеньки - Сорокино и Биря. Краснотуранск старый очень хорошо помню. Теперь все под водой. Этот район больше всех пострадал от затопления. И в Краснотуранском районе остались родители. Мама болела, необходимо было ее чаще навещать. Подумал, что из Идринского домой будет легче добираться. Моста через Тубу еще не построили, поэтому сообщение было проблематичным. Нужно будет приехать к родителям, а не сможешь. Или наоборот, обратно не выберешься.

Так вот многие обстоятельства были в пользу выбора сельской школы. Трудности деревенской жизни меня не пугали, поскольку с детства научился их преодолевать.

- А вы помните свои первые уроки?

- Конечно, помню. Здесь отдельно была средняя, начальная стояла где-то в районе военкомата и восьмилетняя школы. Учились в две смены. Мне дали классное руководство в 9 «Д» классе. Дети были из деревень района. Вел немецкий язык. Надо сказать, в тот год менялась программа. В институте давали конечно, больше теории, практики было мало, но уже готовили к новой программе. Теоретические знания помогли в практической деятельности. Новое дело всегда интересно. Часов дали много, а в большой школе проще вести параллели. Первые уроки в пятом классе. Иностранный язык отличается от других предметов тем, что нужно изучать звуки. И чтобы ученики хоть немного понимали, как произносить, нужно показывать как это делать. К концу года так напоказывался, что ушел на больничный - заболело горло, говорить не мог.

- В связи с чем вы перешли на работу в отдел образования?

- Все получилось само собой. Всегда были жалобы, проверки, в отделе образования составлялись планы работы. Надо проверить уроки немецкого, а специалистов мало. К тому же я - мужчина. У женщин то ребенок, то еще что-то. Позвонят директору, приглашают. Ездил на проверки, и как-то плавно перешел в отдел образования.

Работа, которой я сейчас занимаюсь, она неблагодарная: нужно столько документов изучить. А хорошо в том плане, что ты всех знаешь. Приходится общаться с главами сельских администраций, с руководителями многих организаций. У учителей круг общения гораздо уже.

А потом говорят: что там проверять! Если нормально осуществить проверку, нужно хорошо подготовиться самому. Иначе могут быть и жалобы, и недовольства. Недовольства, так или иначе, всегда бывают, потому что кому нравится, когда тебя проверяют. Надо проверить так, чтобы человек понял, что не зря прошло. Стараюсь один на один с директором или учителем и говорю: «Я даю совет».

- Анатолий Георгиевич, какие направления входят в вашу компетенцию сейчас?

- Пожалуй самое важное, это организационно-правовое обеспечение учреждений. Первые Уставы школ появились в 1995 году. Лицензирование - это тоже одно из направлений моей работы. А что такое лицензирование образовательной деятельности? Это создание условий для ведения деятельности. Условия требуют больших затрат. Учитывая, что наш район дотационный, этот вопрос решается.

- В прошлом году все образовательные учреждения района получили лицензии.

- Да, на первое марта в нашем районе все школы, детские сады имеют лицензии. К сожалению, ряд учреждений - только на год. Если за год положение не исправится, значит осуществлять деятельность нельзя. Все наказуемо. А что можно исправить? Решить вопрос с кадрами в селах сложно. Если специалиста привлекать, нужно ему предоставить жилье. Опять же условия. Здания старые, попробуй их отремонтируй. Санитарные нормы и правила меняются, а здания как были какого-то давнишнего года постройки, так и остаются, даже старее становятся. Чтобы за год что-то исправить, потребуется много нервов и сил. Я говорю о директорах. Забот, особенно в детских садах, и так предостаточно: накормить, уход обеспечить. А тут еще документы надо готовить. И не все от директора зависит, со своей стороны он подготовит. Для приведения в соответствие требуется технический паспорт здания, который стоит дорого, нужно регистрировать земельный участок, имущество. Долгое время, опять же из-за нехватки денег, ничего у нас не делалось. Два года назад, в 2008 году, впервые нам выделили средства. Тогда школы закрепили оперативное управление имуществом и земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование. Представьте, что только одно юридическое лицо, чтобы оформить землю, платит семь с половиной тысяч рублей. У нас 16 школ, три филиала и пять детских садов. В целом все выливается в огромные суммы. Подвижки есть, проблемы решаются. Это хорошо. Следует отметить, что средства выделяет администрация района, хотя их в районе не хватает.

Постоянно поддерживаем связь с Роспотребнадзором, Госпожнадзором. Когда выдают лицензию, выписывают предписание о несоответствии условий, это требует платы за работы по устранению недостатков. И в целом сумма внушительная. По самому минимуму больше миллиона рублей требуется, а если на все образовательные учреждения «разбросать» получится совсем немного. И если не выполнять предписания, это грозит серьезными санкциями.

- Что помогает вам в конфликтных ситуациях находить верное решение?

- Да, какие конфликты. С контролирующими органами разговор недолгий - штраф за невыполнение предписаний. Первый раз - пятьсот рублей, потом тысяча, и так далее. Стараемся объяснять, что каждый на своей работе. Понятно, директора недовольны, где-то и злятся, но это же жизнь. Время всех научит, все исправит.

В любой ситуации стараюсь сдерживать себя, находить общий язык. В каждом человеке есть положительные черты, на них и надо заострять внимание. Во сяком случае, директора ко мне по многим вопросам обращаются. Можно сказать, консультирую их. И еще - я такой человек, что если бы я понял, что знаю меньше, чем необходимо для работы, значит нужно уходить.

- Считается, что учитель - чисто женская профессия. А как бы вы охарактеризовали роль мужчины-педагога в школе?

- По-моему, Макаренко сказал, что во всем должна быть золотая середина. Если в школе учатся и девочки и мальчики, то и педагоги должны быть и мужчины и женщины. Когда одни женщины воспитывают, не совсем хорошо получается. По идее надо больше мужчин. Например, в Норильске не испытывают дефицита учительских кадров, потому что город из своего бюджета доплачивает.

- Анатолий Георгиевич, в воспитании своих детей вы на что больше полагались - на знание педагогики или на житейскую, мужскую интуицию?

- Сама жизнь воспитывает, какая тут педагогика. Что в детстве заложишь, то и будет. Была машина, и я старался сыновей приучать к технике. Делали всегда все вместе. И потом, хоть и два сына, а как без мамы. Сколько бы мы не говорили о равноправии, все равно есть чисто мужская и чисто женская работа. Они и со мной что-то делали, и с мамой. Женщина же не пойдет ямы копать. И посуду мыть и в огороде помогали. Так что сама жизнь - учитель.

В заключении хочу сказать, что без помощи руководства района, депутатов районного Совета, коллектива, в котором я работаю, наши образовательные учреждения не достигли бы даже такого положения дел, которые мы имеем, и это взаимопонимание помогает в работе все, в том, числе и мне.

- Спасибо за беседу.

Спрашивала
Вера Вопилова, Идринский вестник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru


Справочник телефонов. Идринское

Такси телефон. Идринское вызвать

Идринское, расписание автобусов

Объявления на форуме Идраонлайн Ну и погода в Идринском - Поминутный прогноз погоды